Posted 28 марта 2004, 20:00
Published 28 марта 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
«Чеченские опросы» среди взрослого населения центр Юрия Левады проводит ежемесячно. В марте даже провел дважды – до и после президентских выборов. Любопытно, что перед выборами электорат видел кавказскую проблему в более мрачных тонах, чем после 14 марта. 67% опрошенных в начале месяца полагали, что в Чечне идет война, и почти третья часть россиян настаивала на продолжении военных действий. Прошли выборы. Телепрессинг заметно ослаб, и настроение соотечественников мгновенно улучшилось. Число «ястребов» снизилось на 4%. Около трети респондентов теперь убеждены, что в Чечне налаживается мирная жизнь. Раньше так считал каждый пятый. Более того, подавляющее число участников анкетирования (65%) убеждены в необходимости ведения мирных переговоров, а не применении силовых методов.
Но самые неожиданные результаты оказались в ответах на вопрос: «Смогут ли российские власти в конце концов наладить положение дел в Чечне, обеспечить там порядок и мирную жизнь?». Около половины опрошенных думают, что на это потребуется много лет, четверть – что «это вообще не удастся». Они полагают, что Чечня десятилетиями будет оставаться источником напряжения и конфликтов в России.
Стабильно, месяц от месяца растет число тех, кто думает, что России придется признать независимость Чечни. Если в феврале 2001 г. такого мнения придерживались 8% опрошенных, то теперь – уже 11%.
Напрашивается вывод: не есть ли «чеченский синдром», который терзает население России уже больше десяти лет, результат неуклюжей и агрессивной пропаганды, а вовсе не проявление расовой нетерпимости, якобы нам присущей?