Posted 25 марта 2004, 21:00
Published 25 марта 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
Получать деньги и звания в любом случае приятно. Не было еще ни одного человека, кто отказался бы от лауреатства и кругленькой суммы. И уже этим Государственная премия в области искусства заслуживает право на существование. Судить же по Госпремии о том, что сейчас происходит в культуре, – напрасный труд. Комиссия по Госпремии при президенте каждый год пытается превратить эту награду в нечто большее, чем распределение денег. Однако сотворить наш Государственный Оскар от культуры все как-то не выходит.
На соискание Госпремии РФ за достижения в литературе, искусстве и архитектуре в 2003 год в 10 номинациях претендуют 173 человека (считая и тех, кто входит в «авторские коллективы»). Согласно положению о премии все они в прошлом году создали произведения, «получившие признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России». По каждому виду искусства существует отдельный экспертный совет, который решает, какую из представленных заявок одобрить, а какую отклонить. Пока наблюдается количественная чересполосица: в «Изобразительном искусстве» выдвинуто 12 художников, в «Эстраде» – один музыкант, в «Классической музыке» – 4 номинанта, в «Театре» – 10, в «Кино» – 3. Как рассказали корреспонденту «Новых Известий» в президентской комиссии, им постоянно приходится бороться со столичной экспансией. Например, восемь из десяти номинантов в «Театральном искусстве» – из Москвы и Петербурга. С трудом удалось включить в список артистов из Саратовского театра и спектакль Чувашского государственного театра. Кроме того, существует негласное правило: не давать премию одному человеку дважды. В принципе это не запрещено – Петр Фоменко, например, дважды номинировался с разными своими спектаклями. Но комиссия пытается каждый год подбирать новые лица.
Желание раздать всем сестрам по серьгам – и центру, и провинции, и звездам, и незаметным труженикам – лишь часть проблемы. Основная беда «Государыни» – отсутствие четких критериев отбора. Почему, к примеру, в разделе «Кино» заявлен только один (!) игровой фильм – «Кукушка»? Почему не выдвинуто «Возвращение», наделавшее столько шуму в Европе? Зачем тогда Служба кинематографии рапортует, что в России ежегодно снимается чуть ли не две сотни картин. В списке вы не найдете ни телевизионных программ (чем сериал «Идиот» – не кандидат?), ни интернет-проектов.
В «Эстраде» у нас нашелся только один Игорь Бутман со своим «Джаз-оркестром». В разделе «Архитектура» – постройки явно не государственного масштаба. Два торговых центра (один в Хабаровске, другой в Нижнем Новгороде), три жилых дома (в Петербурге, в Москве и вновь в Нижнем) и хай-тековский офис компании в Москве.
Положение вещей, когда в списке нет сегодняшних звезд, а вместо них с сильным опозданием встают вчерашние герои, объясняется просто. Система выдвижений номинантов осталась со сталинских времен прежняя. На премию своих кандидатов имеют право предлагать только союзы или организации. Дабы отметить, например, культурный подвиг Аллы Борисовны Пугачевой, за нее должна поручиться Филармония или журнал «Вопросы эстрады». Чулпан Хаматову выдвинула газета «Дом актера», фильм «Кукушка» представлен Министерством культуры, а Евгений Колобов (посмертно) за создание театра «Новая опера» заявлен почему-то московским театром «Мастерская Петра Фоменко». В результате, как признались в комиссии, чтобы не пропустить какого-нибудь очевидного кандидата, комиссии «приходится намекать» газетам или союзам, кого и за что выдвинуть.
Государственная премия России – явление уникальное. Понятно, что любое государство поощряет выдающихся артистов и художников. В Японии, к примеру, есть императорская премия, подобные премии есть в Европе (см. справку). Однако происходит это не по разнарядке ежегодно и не в таких количествах. В прошлом наша премия была барометром государственной культурной политики. По идее, она и теперь должна отразить то, на что нужно равняться мастерам.
Но первое, что сейчас бросается в глаза, когда сравниваешь нынешних кандидатов с прежними – пятилетней давности, – у нас вымирает само понятие государственного стиля. Лауреаты Госпремии Зураб Церетели и Илья Глазунов в ИЗО, Никита Михалков в кино, Михаил Посохин в архитектуре – эти мастодонты госзаказа – типы уникальные, но, увы, уходящие. Им на смену приходят мастера другого полета, они не нацелены на глобальные идеи. Это заметно по самому спорному разделу «Изобразительное искусство».
Обозревая выставку в Третьяковке «Госпремия-2003», понимаешь одного из посетителей, написавшего в книге отзывов: «Жалко жюри, которому придется выбирать из этого». В принципе каждый из представленных художников – очень достойный человек. Здесь и классик нонконформизма, живущий в Париже Михаил Рогинский, и замечательный фотограф Лев Мелихов, активно продвигающий на выставках своего ученика – советника президента Сергея Ястржембского, и потомок знаменитого рода Илларион Голицын с живописными фижмами и париками. Наконец, Министерство культуры выдвинуло действительно модного и актуального живописца Валерия Кошлякова с его огромными архитектурными фантазиями. Но общее впечатление остается странное: все художники говорят о распаде, затхлости, ностальгии и о серых буднях, где рушатся старые дома, а спасение ищется в «моем поэтическом мире» (название серии картин Германа Егоршина). Собранные вместе картины художников производят унылое впечатление: будто все сделаны одним мастером в одних тонах. Вот тут и пожалеешь об отсутствии кандидатов от церетелиевской Академии художеств: они бы уж точно внесли интригу в это сонное царство.
Государственная премия для художников – пока единственный критерий признания. Ведь во всех других сферах уже появились свои профессиональные премии. Как раз сейчас идет фестиваль «Золотая маска», который определит лучшие постановки за 2003 год, архитекторы вручают друг другу «Хрустального Дедала», у кинематографистов есть «Ника» и «Золотой Орел», у телевизионщиков – «ТЭФФИ». Даже в разделе «за выслугу лет» и за «звездность» у Госпремии появился серьезный конкурент – куда как более богатый «Триумф». Вся эта премиальная система, с одной стороны, очень облегчает работу: сразу видно всех фаворитов. Но стоит элементарно сравнить тех кандидатов, которые отбирают профессионалы, и тех, кого выдвигают на Госпремию случайные организации, чтобы понять всю остроту проблемы. В разделе театрального искусства, например, только два претендента – постановка «Правда – хорошо, а счастье – лучше» в Малом театре с Чулпан Хаматовой – совпадают с номинантами «Золотой маски». В «Архитектуре» проигнорирован победитель «Хрустального Дедала» Дом музыки на Красных холмах. В литературе нет ни одного Букеровского лауреата. В остальных разделах – не лучше.
Госпремия существует в каком-то своем параллельном мире. Внятно выраженного лица у нее до сих пор нет. Она не хочет суммировать все конкурирующие премии, но и не предлагает весомой альтернативы (например, акцентировать региональные достижения). Из-за этого интерес к ней падает. Оттого и выглядит нелепым придатком к уже существующим знакам отличия.
Впрочем, есть у «Государыни» один неповторимый раздел. Речь идет о «Просветительской деятельности». Эдакая сборная солянка из тех, кто «более Отечеству ценен». Здесь и Третьяковская галерея со своим проектом «Золотая карта России», которая спасла оставшиеся после бомбежки картины из музея в Грозном (явный фаворит). И документальные фильмы о Дионисии и пригородах Петербурга. И, наконец, директор Дома фотографии Ольга Свиблова, взрывающая Москву своими фестивалями. Великолепный переводчик с английского Григорий Кружков, и историк архитектуры Дмитрий Швидковский, и научный сектор школы-студии МХАТ. Тут по крайней мере имеется ответ на вопрос «за что?»: все номинанты внесли в культуру что-то неповторимое, служили настоящими просветителями. Может, Госпремии как раз и стоит остановиться на значимых деяниях, на самых заметных проектах года, а не высасывать из пальца кандидатов по всем другим разделам? В конце концов по тем, кто окажется на президентском ковре в День независимости, будут судить о компетентности государства в сфере культуры.
Справка «НИ»
Эдуард ТОПОЛЬ, писатель:
– Государственная премия в первую очередь должна отражать уровень культуры в стране. Помимо номинированной на соискание Госпремии «Кукушки», мне очень нравится работа Андрея Звягинцева «Возвращение». А в целом я считаю: если художественный фильм хорош, то он должен удостаиваться приза зрительских симпатий, а если он виртуозен – то он, бесспорно, достоин очень высокой награды. Однако мне кажется, что некая общая точка отсчета уровня культуры все же должна существовать. Номинированные работы должны служить примером для будущих поколений деятелей культуры и искусства. Если говорить о моем субъективном восприятии цены культуры, то я – за реализм в творчестве. Я воспитан на российской реалистической традиции, поэтому придерживаюсь именно такой точки зрения. Скажем, на мой взгляд, литературные произведения должны рассматривать то, что происходит в стране. При этом они должны быть насыщены соответствующим уровнем языка и проникновенностью. В то же время жюри премии должно быть беспристрастным. Я полагаю, что «Архипелаг ГУЛАГ» еще 30 лет назад был достоин премии, но произведение осталось неотмеченным. Досадно то, что хорошие документальные произведения остаются незамеченными. Несмотря на то что мою книгу о «Норд-Осте» сейчас читает взахлеб массовая публика, ее не номинируют. Хотя я считаю, что совершил определенный журналистский подвиг, собрав фактуру и оформив одно печальное событие в художественное произведение. Я – за беспристрастность.
Наталья ФАТЕЕВА, актриса:
– Мне трудно судить, потому что я не являюсь специалистом в области премий и наград. В СССР, например, сам факт вручения премии был постыдным и лживым, потому что даже известен факт, когда Госпремию дали известному человеку за то, что он прочитал у микрофона некую официозную речь, выполнив роль диктора. Те, кто был свидетелем этого, знают, о чем я говорю. Если бы мне дали премию за такую заслугу, то я бы, несомненно, отказалась. Поскольку у нас и в режиссуре и в драматургии наблюдается некоторый подъем, то представительство работ и людей должно быть широким. При всей моей любви к актеру Евгению Миронову мне становится неприятно наблюдать на телеэкране одно и то же лицо, когда его выдвигают сразу на несколько премий. Премии становятся однотипными, а значит, неинтересными. Когда я смотрю «Оскар», я вижу множество новых и талантливых людей, которые радуются тому, что они получили заслуженную награду. У нас же много работ отмечают по конъюнктурным соображениям – только потому, что фильм или спектакль понравился высокопоставленному чиновнику. «Лауреат премии такой-то» или «выступает генеральный секретарь союза писателей» – от этого попахивает советскими временами. В конце концов, у нас много талантливых ребят, достойных высшей награды, но их стараются не замечать. Если же, на взгляд судей, их нет, то не надо из худшего выбирать лучшее, не надо девальвировать премию.
Ольга СВИБЛОВА, директор Дома фотографии, претендент на звание лауреата в номинации «Просветительская деятельность»:
– Я очень удивилась, когда обнаружила себя в списке Госпремии. О том, что меня выдвигают на Госпремию, я узнала, когда пришла в кафе, чтобы нормально поесть там домашнего борща. И вдруг Леня Бажанов, директор Государственного центра искусства, во время застолья в двенадцать ночи мне сообщает, что Центр хочет выдвинуть меня в лауреаты. И что завтра последний день, когда надо сдать все документы. Если говорить серьезно, я воспринимаю свое выдвижение как оценку работы всего Дома фотографии. Как раз сейчас мы готовим огромный фестиваль Фотобиеннале. Подготовка идет тяжело из-за так не вовремя сгоревшего Манежа. Лично я желаю всем художникам выйти в финал и получить так нужные им деньги. Я же, при лучшем стечении обстоятельств, собираюсь потратить всю премию на закупку новых фоторабот в наши фонды.
Вопрос задавали Сергей ТКАЧУК и Сергей СОЛОВЬЕВ
Премии, аналогичные Государственной премии РФ, существуют почти на всем постсоветском пространстве. Например, Государственная премия Республики Казахстан 2002 года в области литературы, искусства и архитектуры; Государственная премия Армении в области литературы, искусства и архитектуры; Национальная премия в области литературы, искусства и архитектуры (Молдавия), Национальная премия имени Тараса Шевченко в области культуры, литературы и искусства (Украина). В странах дальнего зарубежья система государственных поощрений развита в меньшей степени. Во Франции существует Национальная премия в области литературы и искусства и орден Командора за заслуги в области литературы и искусства, а в Японии ее роль играет Императорская премия.