«Страсти Христовы» – фильм из тех, что нельзя не посмотреть. В Америке за три недели проката он собрал уже почти 300 млн. долларов (при бюджете 30 млн.). Для сравнения: трехнедельные сборы «Властелина колец: Возвращение короля» – 223 млн. при бюджете 90 млн. В России «Страсти Христовы» выходят в прокат на страстной неделе. Для старта этого фильма дата правильная во всех отношениях. Это больше, чем кино. Это жертвоприношение. Истово верующий Мэл Гибсон известен своими консервативными взглядами и строго соблюдает все посты и обряды. Написать рецензию на этот фильм – невыполнимая задача. «Страсти Христовы» невозможно мерить исключительно кинематографическими мерками в отрыве от первоисточника, от сознания того, что фильм «основан на реальных событиях» (картина рассказывает о последних 12 часах Христа на земле – сюжет начинается с ареста Иисуса в Гефсиманском саду и заканчивается, соответственно, на Голгофе). Понимаешь, что Гибсона можно упрекнуть за это и за то, но неизбежно натыкаешься на барьер – «все так и было» – папа римский сказал! Просто изображение Христа встречается нам ежедневно – деревянное, оловянное, бумажное, серебряное, золотое. Распятие в церкви, «гимнаст» на шее... Но когда 127 минут видишь на экране истязания, избиения, садистские издевательства и жесточайшее убийство (сцена распятия длится тридцать минут), показанные предельно убедительно и натуралистично, складывается полное ощущение просмотра не игровой, а документальной картины.
По степени жестокости и кровавости со «Страстями Христовыми» не сравнятся ни «Прирожденные убийцы», ни «Техасская резня бензопилой». Собираясь на этот фильм, лучше быть готовым к приступам тошноты и знать, что вам предстоит увидеть рваную кожу, кровоточащее мясо, выклеванные глаза и ничем не объяснимую жестокость толпы иудеев, которые предпочли спасти от казни омерзительного убийцу Варраву и растерзали человека, который пришел в этот мир творить добро.
Несмотря на то что все ведущие дистрибьюторские компании Голливуда отказались прокатывать «Страсти Христовы», этот фильм, скорее всего, получит в следующем году все «Оскары» из всех возможных. 35-летнего Джеймса Кевизела явно удостоят золотой статуэтки за исполнение Иисуса, а Понтия Пилата (Христо Шопова) – за роль второго плана. И «Страсти Христовы» будут вписаны очередной страницей в историю шоу-бизнеса. Но пока это фильм-откровение, фильм-катарсис, после которого не находишь слов, чтобы ответить друзьям на вопрос: «Ну как?».
Между тем Мэл Гибсон уже намерен запуститься с экранизацией другого библейского сюжета – восстания маккавеев. Пиар-поддержка еще не начавшейся работы уже началась – резко осудивший «Страсти Христовы» председатель Анти-антисемитской лиги Абрахам Фоксман выступил с протестным заявлением по поводу не столько инициативы, сколько самой персоны Гибсона.
Мэл Гибсон задумал еврейский вестерн