Закон, затрагивающий жилищные интересы многих россиян, появился еще в апреле прошлого года. Однако норма, касающаяся выселения должников, вступит в действие лишь 11 апреля нынешнего года. В «немилость» попали только те квартиросъемщики-должники, у кого заключен договор социального найма (неприватизированное жилье). Депутаты нашли, что шестимесячный долг по оплате жилья или коммунальных услуг – более чем достаточное основание для выселения «безответственных» жильцов в судебном порядке. Следовательно, уже во второй половине апреля можно ожидать первые иски коммунальных организаций к неплательщикам.
Оставим в стороне гипотетический вопрос: что будут представлять собой районы, в которые в массовом порядке начнут насильно депортировать людей, говоря научным языком, с депрессивным социальным состоянием? «Если эта норма будет реализована в отношении всех неплательщиков, – заявил «Новым Известиям» руководитель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин, – в каждом большом городе будет заложена мина замедленного действия. Район, в котором соберут множество униженных и оскорбленных, мгновенно станет криминальным».
По словам правозащитника Андрея Бабушкина, не дожидаясь вступления нормы в действие, некоторые жилищно-коммунальные предприятия уже попытались переселить должников в более скромное жилье. Такие случаи были, например, в Кемеровской области, Архангельске. Однако квартиросъемщики сумели доказать в суде право проживать по старому адресу. Счастье снова им улыбнулось по той простой причине, что прежняя редакция закона «Об основах федеральной жилищной политики» допускала «учет особых обстоятельств» должников. Нынешняя же формулировка статьи 15.5 упомянутого выше закона предельно жесткая – неплательщики «подлежат выселению».
В Москве, в отличие, скажем, от Лондона и Нью-Йорка, не существует районов, специально предназначенных для отселения бедняков, заверили редакцию в столичном департаменте градостроительной политики. «Должников будут переселять, скорее всего, в коммунальные квартиры, в общежития», – сказала «НИ» депутат Госдумы Галина Хованская, до недавнего времени курировавшая в Мосгордуме вопросы жилищной политики. Появятся ли в других городах «русские гарлемы», в которых компактно расселят всех не сумевших разделаться со своими долгами, пока неизвестно. Но исключать такой возможности нельзя: руки у коммунальщиков теперь полностью развязаны. Впрочем, как и у риелторов: освобождающиеся квадратные метры чего-то да стоят.
Конечно, решать проблему задолженности населения по коммунальным платежам надо. Есть злостные неплательщики, которые, отнюдь не перебиваясь с хлеба на воду, принципиально не платят за свет, воду, тепло, наем жилья. Но среди должников большинство составляют все же те, кто, пребывая в тисках нищеты, просто не в состоянии платить по счетам. Спрашивать с них спрашивают, но при этом по тем или иным причинам они не получают от государства положенную им социальную помощь. Редакции известны такие случаи. И в продолжение темы «НИ» будет рассказывать о людях, по которым и ударит больнее всего новая законодательная норма.
Помимо неплательщиков, от законодателей пострадали и ни в чем не повинные бесквартирные офицеры и прочие небогатые граждане, арендующие жилье. Статья 15.4 упомянутого закона отказывает им в праве получать жилищную субсидию. Хотя, казалось бы, они вправе рассчитывать на такую поддержку: доход на одного члена в этих семьях ниже установленного прожиточного минимума. Увы, по логике законодателя получилось, что рядовой офицер, снимающий квартиру и содержащий неработающую жену и двоих детей, не имеет права на помощь от государства при оплате жилья и коммунальных услуг.
По прикидкам экспертов, таких людей в нашей стране примерно 2 млн., в том числе 300 тысяч детей.
Галина Хованская считает, что подобная норма «выходит за пределы здравого смысла». Но запрет на субсидии этой категории граждан пока сохраняется.
Растут долги ЖКХ перед государством
Коммунальное хозяйство решено реформировать с учетом интересов населения
Инфляционный реванш