Posted 22 марта 2004, 21:00
Published 22 марта 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
Вчера утром министр культуры и информации пригласил видных деятелей искусства и журналистов в конференц-зал агентства ИТАР-ТАСС... и лучше выдумать не мог. Зал разделился на два фронта: мастера кино и сцены облюбовали правую часть зала, деятели информации левую. Первым (после приветствия министра) к микрофону подошел худрук Театра эстрады Геннадий Хазанов, который пожаловался Александру Соколову на разгул бескультурья на всех телеканалах, кроме «Культуры». Его тут же поддержала профессор Московской консерватории Вера Горностаева. Она обрушилась с резкой критикой на газеты, которые, по ее мнению, оскверняют славу Ростроповича и память Рихтера. Министр дипломатично пообещал «заглянуть в телевизор», а также наладить производство квалифицированных специалистов-критиков в российских вузах. Успокаивая разволновавшихся «левых» журналистов, Соколов заверил, что ущемлять свободу слова он, как и его предшественники, не намерен.
Заодно министр успокоил и притихших на галерке ведущих экспертов бывшего Минкульта и Минпечати, сказав, что сокращения штата не предвидится. По его словам, в состав нового министерства вольются 430 сотрудников Федерального агентства по культуре, 369 – Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций и 86 – Федерального архивного агентства.
Однако сегодня, помимо примирения культуры и СМИ, у Соколова есть куда более важные проблемы. После трагического пожара московского Манежа министр принял решение о создании в своем ведомстве специального отдела надзора и контроля. Подобный отдел существовал в реорганизованном недавно Минпечати, но его не было в Минкульте. Подробно о целях и принципах работы этого отдела Соколов не стал говорить до подписания соответствующих документов Владимиром Путиным. Другим уроком Манежа, вероятно, станет новое разграничение полномочий между федеральным центром и региональными органами управления. «Я смотрю на ситуацию с Манежем как на возможность заново поставить вопрос о взаимодействии федеральных и муниципальных властей, в том числе и на законодательной основе. Есть очень много, быть может, случайно упущенных, а может быть, намеренно запутанных вопросов о правах, и Манеж это очень хорошо показал», – сказал Соколов.
Необычный поворот в стратегии министра нашло предложение председателя комитета по культуре Госдумы РФ Иосифа Кобзона. Не так давно Кобзон предложил принять в Думе закон о меценатстве. Александр Соколов сделал ход конем – со своей стороны предложил привлечь к финансированию культуры мелкий и средний бизнес. Как известно, на сегодняшний день почти все крупнейшие частные и государственные компании спонсируют крупнейшие театры, оркестры и галереи страны. Для того чтобы вовлечь в культуру средства среднего бизнеса, и понадобится закон, предусматривающий значительные налоговые льготы предпринимателям-меценатам.
Что же касается государственного финансирования нового министерства, то пока оно не превысит принятых ранее бюджетных планов на 2004 год. По словам министра, финансовые потоки, выделяемые на культуру и СМИ, пока пересекаться не будут. Исключение составит разве что финансирование ряда телепрограмм Агентством по культуре и выделение бюджетных средств на книгоиздательство Агентством по делам печати и СМИ. В любом случае финансовых проблем с каждой из отраслей в текущем времени не предвидится хотя бы потому, что каждая из них сегодня прибыльна.
Справка «НИ»
Доля финансирования Министерства культуры и массовых коммуникаций в 2004 году составит 1,3% от всего федерального бюджета. Министерство будет располагать, таким образом, 31,3 млрд. руб., в том числе от бывшего Министерства культуры достанется 18,5 млрд.; от бывшего Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 12,3 млрд.; от Федеральной архивной службы 0,5 млрд. рублей. Убыточной останется лишь архивная служба, т.к. Минпечати вполне окупало свои расходы за счет средств от реализации лицензий на вещание. Бывший министр культуры Михаил Швыдкой недавно заявил, что российская культура наконец-то начала зарабатывать деньги. В прошлом году собственный заработок отрасли достиг 33,1 млрд. руб., что сопоставимо с объемом бюджетных вложений в развитие культуры, которые в 2003 году составили около 48 млрд. рублей. Ни для кого не секрет, что подобный успех стал возможен за счет восстановления киноиндустрии России (в прошлом году Госкино вошло в состав Минкульта).