Литературный лоцман

19 марта 2004, 00:00
Весна – время, когда особенно хочется любви. Еще бы, ведь все ее провоцирует: отступают холода, можно ходить по улицам, не кутаясь в теплые одежды, да еще, как сказал кто-то мудрый, на солнышке наши лица кажутся более приветливыми и красивыми... Новые «сезонные» предчувствия любви кого-то затянут в авантюрные романы, к

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ.«Плотские повести»

Поляков уже практически классик современной литературы. «ЧП районного масштаба», «100 дней до приказа», «Замыслил я побег» изучают в учебных заведениях. Новую книгу тоже не обойдут вниманием. В первую очередь психологи и обманутые супруги.

«Плотские повести» просты, как, собственно, и сам плотский грех. Писатель берет типичные ситуации и домысливает, как в них могут развиваться события. В первой («Подземный художник») «начинающая» женщина выходит замуж за богатого, но не особо любимого бизнесмена. Во второй («Возвращение блудного мужа») герой сбегает от жены к молодой секретарше. Если эти же проблемы вас волнуют, обязательно читайте повести. Но интригующего сюжета, ярких персонажей, которым хочется переживать (как в «Замыслил я побег»), или острых, злых социальных тем («100 дней до приказа», «Бодался ягненок с дубом»), в «Плотских повестях» нет. Это скорее повести «на заданную тему», «комедии положений». Так к ним и нужно относиться, не требуя от писателя большего. Похоже, Поляков уже устал от дерзких тем и зажигательных сюжетов (которыми всегда был славен!) и теперь взялся устраивать наши личные жизни. Тоже спасибо.

Наши оценки:

Польза: 4,5 – нужно тайком запихивать эту книжку в чемодан уходящим мужьям. Тогда беглецы уж точно образумятся и вернутся.

Интерес: 4 – в книге есть и третье произведение: страстная повесть «Небо падших», уже выдержавшая несколько изданий и ставшая литературной основой для фильма «Игра навылет».

Цитата: «Они оба знали, зачем летят всего на одну ночь в Ниццу. Беспостельный этап их романа затянулся настолько, что стал уже напоминать какую-то особенно изощренную и пустую эротическую игру».



КОЛИН ТАБРОН. «К последнему берегу»

Жанр путешествий довольно дефицитный в современной литературе. Тем более если в странствие отправляются сразу трое мужчин и две женщины (и без «любовных многоугольников» не обойтись!). Ищут они таинственный древний город с сокровищами, оставшийся в диких джунглях Перуанских Анд. Авантюрный роман-путешествие написан так живо и событийно, что и читателям нередко становится страшно. То нынешние индейцы со своими мачете нападут, то духи древних инков дадут знать о себе самым чудовищным и мистическим образом... Сам автор прошел по этим тропам, сам пугался, сам верил, что древние сокровища смогут изменить его не очень интересную, в общем, жизнь... Поэтому книжка получилась очень увлекательной и интригующей. Причем Таброн сделал почти невозможное: роман увлечет как любителей приключений в духе Индианы Джонса, так и почитателей Карлоса Кастанеды. Кстати, книга круто изменила жизнь самого автора. В 2002 году она номинировалась на «Букеровскую премию». Награду, вручаемую за лучший роман, созданный автором из Великобритании или Ирландии, Колин Таброн тогда не получил. Зато справедливо прославился.

Наши оценки:

Польза: 4 – Англичанин изучил историю покорения Латинской Америки. Быт и философию древних инков – еще лучше. Покорность судьбе этого народа – повод не повторять схожих ошибок. Особенно если уже знаешь, чем все закончилось: гибелью целой цивилизации...

Интерес: 4,5 – Увлекательно, событийно. Тоже хочется уехать. Хотя бы в отпуск.

Цитата: «...Что касается Атахуальпы, то его и на ужин было страшно пригласить. Когда Писсаро наткнулся на него, тот пил кукурузное пиво из черепа брата и использовал свой живот в качестве тамтама».



УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ.«Джанки. Гомосек»

Самые скандальные романы классика современной «чернухи» и ненормативной литературной лексики. Именно из этой прозы потом возникли отечественные «продолжатели жанра» – Эдуард Лимонов, Наталья Медведева, Владимир Сорокин (он тоже, похоже, «поднаторчался» с Берроуза). Дерзкая проза, не ограниченная никакими рамками приличий. Порой за гранью мерзости и эстетики. Первый роман про наркомана. Еще один, как и обещано, – «про гомосека». Третий – «Письма Яхе» (не указанный на обложке) – про парня, совместившего в себе вообще все возможные пороки! Процессы описаны со скрупулезностью коронера в морге (моргом все часто и заканчивается). С хаотичной непредсказуемой периодичностью герои обманывают друг друга, принимают «дурь», грабят, занимаются между собой любовью и как-то незаметно умирают в полном одиночестве... Новый «Декамерон» для всевозможных меньшинств. Читать страшно, порой противно, но иногда весело. Берроуз, он более правдив, жуток и трагичен, чем табличка «Минздрав в последний раз предупреждает»…

Наши оценки:

Польза: 4 – Одним – готовая рецептура, как в духе берроузовского поколения битников и панков, – «сдохнуть молодым, зато красивым». Другим – предупреждение: до чего можно дойти, если срывать все запретные плоды.

Интерес: 4,5 – Написано очень бодро, событийно, в «шоковой» манере повествования.

Цитата: «Ли снял с Аллертона туфли и носки. Расстегнул его пояс и ширинку, стянул штаны. Лег с ним рядом. Аллертон отвечал на ласки без отвращения и без враждебности, но в глазах его Ли заметил странную отстраненность – безличное спокойствие животного или ребенка.



РАФАЭЛЬ САБАТИНИ. «Чезаре Борджа»

Автор знаменитых пиратских романов «Хроника капитана Блада» и «Одиссея капитана Блада» отошел от приключенческих авантюрных сюжетов и принялся за описание жизни и нравов европейской знати средневековья. Битвы и осады крепостей, козни королей и кардиналов, интриги Чезаре Борджа против герцогов и королей. Возможно, именно этот человек и стал первым на свете «итальянским мафиозо». С женщинами обращение тоже было налажено: или жестко «на коммерческой основе» брак, или – за отказ боевые действия и заточение в крепость. В отличие динамичных романов о Бладе книга-исследование о Борджа – это хроника, в которой, чтобы не отходить от правды, отсутствуют диалоги и выдуманные автором персонажи. Зато масса реальных имен, подробностей и ужасов средневековья.

Наши оценки:

Польза: 4 – По сравнению с теми временами наши сразу же кажутся благостными, спокойными и очень-очень радостными.

Интерес: 3 – Читать было бы увлекательней, если бы автор не поставил себе задачу так скрупулезно и дотошно описывать события – как, что и когда было. И – кто с кем... Художественности в этой книге все-таки меньше, чем научности.

Цитата: «Графиня пыталась отвести душу, обстреливая из пушек собственный город».



Рубрику ведет Александр АЛЕКСЕЕВ

#Новости #Культура
Подпишитесь