О состоянии культуры в России нельзя судить по ярким афишам и строящимся в Москве театрам. В столице, где сосредоточены предпринимательские структуры, банки, другие богатые организации, действительно есть возможность не только спонсировать культуру в дополнение к тем средствам, которые выделяет на нее бюджет, но даже привозить звезд из Европы и Америки. А в глубинке, в городах и селах люди сейчас испытывают двойной голод. У них нет ни достойной зарплаты, ни доступа к культуре. Не лучше положение и у провинциальных тружеников культуры. До сих пор ведь не принят закон о статусе, о социальном и пенсионном обеспечении творческих работников. Все те социальные гарантии, которые есть у госчиновников, для них недостижимы. Сегодня человек может быть художником или композитором, а завтра он окажется никем.
В то же время на культуре в России зарабатываются миллиарды долларов. Повсеместно процветает пиратство на аудио- и видеопродукции. И государство, и авторы теряют огромные деньги, а закон о противодействии пиратству до сих пор отсутствует. Крайне необходимы законы «О гастрольно-концертной деятельности» и «О меценатстве». Также необходим закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. Меня очень интересует, заплатил ли г-н Вексельберг, который купил и подарил России яйца Фаберже, таможенную пошлину? Или он подарил эти яйца еще из-за границы. Пока что у нас за меценатство, за помощь, за подарки стране взимают налоги.
Некоторые говорят, что культура – это роскошь, что Россия не может себе позволить содержать такое количество творческих работников. Да будь моя воля, я бы сократил многие учебные заведения, в которых готовят работников культуры, музыкальные училища, художественные школы. Потому что, закончив их, люди оказываются на улице, они не востребованы. Талантливый человек не пропадет нигде. Пропадет только серость. Мне кажется, что необходимо увеличить требования к поступающим, брать только уникальных ребят, которых мы сможем материально обеспечить, чтобы они получали радость от занятия любимым делом.
А культуры в стране должно быть много. Нельзя считать себя бедной страной. Шампанское нужно пить при любых обстоятельствах. Нужно открывать закрытые дома культуры в селах. И крутить кино, пусть даже при пустом зале. Пусть сидят три колхозника, пять колхозников, но крутить. Заставлять читать, смотреть, ходить на концерты. Могут возразить: а если я не хочу? Отвечаю: ты не хочешь, потому что ты не знаешь. А если тебя приведут один и второй раз, третий раз ты сам придешь. Что-то нужно делать. Ведь талантливыми усидчивыми вундеркиндами не рождаются. Однажды я сказал маме известного скрипача Венгерова: «Это ж надо такого сына родить!» – «Какой родить, – ответила она. – Воспитать. Ремнем воспитывать, вбивая талант». Вот так же ремнем нужно вбивать культуру. Ведь культурный человек не совершит теракта, порочащего поступка, никогда не заболеет национальной нетерпимостью. Культурный человек по определению интернационален. Вот мы говорим – скинхеды, терроризм. А я точно знаю: те, кто пел в хоре Попова, никогда не станут террористами.
Автор – народный артист СССР, председатель комитета Государственной думы РФ по культуре