Posted 17 марта 2004, 21:00
Published 17 марта 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:41
Updated 8 марта, 09:41
Вчера в Москве завершилась двухдневная 7-я ежегодная международная конференция «Российская автомобильная промышленность», организованная Институтом Адама Смита. Общий анализ автомобильного рынка в России на ней представили руководители всех отечественных автопредприятий («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «Руспромавто», «СеверстальАвто», «Иж-Авто», «КамАЗ»), включая те, которые были созданы с участием иностранного капитала – Renault Avtoframos, Ford Russia, «GM-АвтоВАЗ» и др. В конференции, которая является одним из самых авторитетных мероприятий отрасли, приняли участие около 150 представителей российской автомобильной промышленности.
По мнению присутствующих на конференции, наиболее объективную оценку сегодняшнего состояния российского автомобильного рынка дал председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников. В своем докладе руководитель Тольяттинского завода отметил, что в прошлом году продолжилась тенденция увеличения рынка легковых автомобилей в нашей стране: рост в единицах продукции достиг 5,5%. Этот показатель соответствует прогнозам Концепции развития российской автомобильной промышленности, которая определяет оптимистический рост в 6,5%, а консервативный – в 4,8%. При этом доля «АвтоВАЗа» на рынке также увеличилась. По данным Владимира Каданникова, в 2003 году она поднялась до 42,6% по сравнению с 41,6% в 2002 году. Объем валовой продукции вырос на 16%, а чистая прибыль – до 5 миллиардов рублей, что в шесть с лишним раз больше, чем в позапрошлом году.
Кроме того, руководитель «АвтоВАЗА» отметил еще одно немаловажное изменение рынка – увеличение роста продаж в сегменте дорогих автомобилей представительского класса. Несмотря на то что пока подавляющее большинство автолюбителей готовы расстаться ради нового автомобиля с 7–8 тысячами долларов, Волжский завод внимательно следит за изменением верхнего ценового предела. «Данное состояние автомобильного рынка является следствием состояния российской экономики, – сказал Владимир Каданников. – Сигнал, поданный рынком в прошлом году, является вполне определенным, и мы не намерены его игнорировать». Таким образом, в современных условиях перед «АвтоВАЗом» приоритетной стала задача удержать своего потребителя в более высокой ценовой категории. Одним из ключевых пунктов стратегии развития «АвтоВАЗА» является новая бизнес-модель компании, которая предполагает снижение потребности в оборотном капитале. Помимо этого, как отметил Каданников, компания уже несколько лет работает с прибылью, совершенствует практику корпоративного управления и дивидендную политику, расширяет свое присутствие на фондовых российских и международных биржах.
Однако для рядового потребителя наиболее важными в деятельности Волжского завода, который стремится сохранить лидирующие позиции в российской автомобильной отрасли, станут несколько другие изменения: например, развитие и улучшение работы с клиентами в послепродажный период. Помимо этого, концепция развития «АвтоВАЗА» включает в себя полную смену модельного ряда к 2008 году. Уже этой осенью начнется выпуск автомобилей «ВАЗ-1118» «Калина», под производство которой были созданы новые мощности, позволяющие ежегодно выпускать 220 тысяч машин. Одновременно с этим, по словам Владимира Каданникова, «АвтоВАЗ» ведет подготовку производства модели «Проект-2170», которая заменит популярную в России «десятку». Плюс ко всему сейчас разрабатываются сразу две новинки: одна в классе D, другая – в классе C.
Надо отметить, что с интересными новостями выступили и другие производители. Так, гендиректор группы «СОК» Александр Соловьев сообщил, что его компания намерена реструктуризовать свой бизнес, стать более открытой и публиковать отчетность по МСФО. Компания «Руспромавто» объявила о планах – к концу года завершить подготовку к выходу на фондовый рынок. Компания Ford, открывшая в 2002 году автозавод во Всеволожске, намерена с июля начать работу в третью смену, таким образом увеличив производство модели Ford Focus.