Дело в том, что до сих пор о случаях дезертирства в рядах американских войск мало что было слышно. Министр обороны США Дональд Рамсфельд, регулярно наведывающийся в Ирак, то и дело говорит о крепости духа и высоком моральном состоянии войск. Президент Джордж Буш также не упускает случая заявить, что гордится «сынами Америки». Он высоко оценил их мужество и героизм в недавней речи, посвященной началу избирательной кампании. Поэтому сообщение агентства АР о дезертирах в Тикрите оказалось некстати.
В эти дни отмечается первая годовщина иракской войны. Мир вспоминает, как год назад 19 марта американский и британский спецназ перешли границу со стороны Кувейта и открыли дорогу для наземных войск. Утром 20 марта 2003 года Буш отдал приказ палубной авиации нанести ракетные удары по Багдаду. Тогда газеты много писали о «конце мирового порядка», основанного на международном праве, и о наступлении «века грубой силы». Чего только не было сказано о причинах войны. Об итогах, наверное, скажут еще больше.
В этом плане факт дезертирства из рядов коалиции, как и факт ее развала (о намерении покинуть Ирак заявила Испания), несомненно, представляет огромный интерес. Никто пока не говорит, что армия США деморализована и теряет боеспособность. Дело даже не в том, что два пехотинца, на счету которых, кстати, не одна боевая вылазка, вдруг изменили присяге и отказались брать в руки оружие. Может быть, в самом деле, тут «больше психики, чем измены», как говорят в Пентагоне. Каждый из них имеет награды, раньше не был замечен в трусости.
Но речь о другом. По мере расследования, начатого журналистами, становится ясно, что дезертирство – не такое уж редкое явление в американской армии. По некоторым данным, только за последние три месяца расположение своих частей самовольно оставили 28 солдат. В основном это рядовые и младший командный состав, получившие 15-дневный отпуск для отдыха после передовой. Такая система реабилитации и восстановления сил введена для сухопутных подразделений в Ираке. Действует она с мая прошлого года, когда было объявлено об окончании «войсковой части» операции. На отдых отправляют или во Франкфурт-на-Майне, где еще со времен мировой войны находится группировка американской армии, или на Гаити, или домой, в Штаты.
Так вот, многие из тех, кто попал домой и провел неделю-другую в семье, наотрез отказываются возвращаться в Ирак. Они предпочитают скрываться от полиции и не являются на сборные пункты. Те же, кого удалось отловить, говорят, что устали от войны и не желают больше видеть, как армия убивает ни в чем не повинное население Ирака. Один из дезертиров – бывший сержант национальной гвардии «Флорида» 28-летний Камило Мехья. Он был задержан патрулями в минувший вторник и посажен под арест на базе ВВС Хендском-Филдс (штат Массачусетс).
Суд должен состояться в этот четверг. Судя по всему, сержанта ждет тюремное заключение. Во всяком случае, командование настроено решительно и требует примерно наказать беглеца. Чтоб «другим не повадно было». Как заявил представитель национальной гвардии «Флорида» полковник Джон Майят, задержанный по всем статьям дезертир. Он в течение 30 дней скрывался от военкомата и не давал о себе знать. Его подразделение считается элитным, а служба в районе Персидского залива – почетной обязанностью. Таково мнение Пентагона. Но народ думает иначе. Америка спорит, что лучше – война или мир. Страна поделилась надвое. Одна часть осуждает дезертиров, другая им сочувствует. Причем вторых заметно больше.
На днях Джордж Буш выступит по случаю первой годовщины войны. Наверное, он будет говорить, что жертвы, понесенные в борьбе с терроризмом, не напрасны, что Америке выпала трудная, но благородная миссия… Все это уже звучало год назад. Только тогда ему верили 80% американцев. В том числе и дезертиры. Сейчас рейтинг президента вдвое ниже. Надоело воевать или наступило прозрение?
Когда верстался номер, в центре Багдада злоумышленники взорвали гостиницу, населенную преимущественно иностранцами. Число жертв уточняется.