Об открытии новой компании было объявлено на проходящем сейчас в Москве кинорынке. Председатель правления Стюарт Тилл, его заместитель Роджер Поллак и куратор по Восточной Европе Дэвид Пристолл сделали это по-западному лаконично и скромно, сопроводив свое выступление предупреждением, что все изменения в компании – информация конфиденциальная, не подлежащая разглашению и обсуждению. Говорили минут 10, еще минут 50 показывали фрагменты своих новых картин. Первая частная российская прокатная компания «Ист-Вест» заключила первый договор с UIP еще в 89-м году – на фильм «Унесенные ветром». Эта дата считается началом частного проката в России. Отдавая права на свою картину в страну, где полностью рухнула киносеть, американцы не рассчитывали ни на что. Они щупали рынок, пытаясь понять, смогут ли они когда-нибудь собирать у нас десятки миллионов зрителей, как это было в 70-е и частично 80-е годы. «Унесенные ветром» неожиданно для всех собрали 9 миллионов долларов, но после этого все остальные картины как UIP, так и их конкурентов терпели в нашем прокате оглушительный крах. UIP – единственная крупная компания, которая за эти 15 лет ни разу не уходила с российского рынка, несмотря на то что порой расходы на выпуск картин в прокат превышали собранную кассу.
Теперь UIP первыми выходят на наш рынок самостоятельно. В обозримом будущем (год-два) так поступят все студии-мейджоры (в конце прошлого года такой шаг собирались сделать братья Уорнеры, но снова решили поостеречься). Это вполне закономерный и понятный процесс, свидетельствующий не о варварском захвате, а о благополучном состоянии нашего рынка кино. Если раньше доходы от кинопроката были несопоставимы с расходами на содержание своего офиса в России, то теперь постоянно растущие сборы внушают американцам оптимизм. Им больше незачем делить свою прибыль с российскими партнерами (традиционное соотношение – 70/30%), теперь им куда выгоднее снимать офис и платить зарплату сотрудникам.
На самом деле об уничтожении российских прокатных «контор» речь, конечно, не идет. Американцы лично управлять дистрибьюцией своего прекрасного американского кино в Россию не приедут. Россияне будут продолжать заниматься тем, чем и занимались раньше. Стратегическое управление будет осуществляться из США.
«Ист-Вест» теперь займется производством отечественного кино, а UIP в наступившем году порадует российского зрителя картинами «Шрек-2», «Соучастник» и «Миссия невыполнима-3» (обе – с Томом Крузом), «Терминал» Стивена Спилберга с Томом Хэнксом, «Превосходство Борна» с Мэттом Деймоном, «Дневник Бриджет Джонс-2» с Рене Зельвегер, «Кинг Конг» Питера Джексона.
На данном этапе все эти перемены на интересах потребителя никак не отразятся. Потому что зрителю все равно, как зовут человека, который ему показывает кино. Дело в репертуаре, с которым у нас как было, так и будет все в порядке. По крайней мере с его американской частью.
Но, как говорит продюсер Елена Яцура («В движении», «Небо. Самолет. Девушка», др.), приход UIP – это уже «движение к внятному присутствию на нашем рынке, это движение к кинотеатрам. Повлияет ли это как-то на положение российского кино, будет зависеть от того, сколько времени осталось жить нашим кинотеатрам. Но ужесточение конкуренции точно произойдет. Американцы задают качество, ниже которого мы не можем падать. Мы, возможно, будем выигрывать на единичных проектах. На авторских проектах. Также мы будем зависеть от той политики, которую поведут американцы в кинотеатральных сетях. Если мы увидим, что это будет жесткая протекционистская политика, может быть, это и будет момент, когда мы придем к необходимости квотирования».
С другой стороны, приход UIP на наш рынок – более чем закономерная вещь, которая как раз предварялась открытием в Москве первого американского мультиплекса. Стоит вспомнить, что открывали мультиплекс представители компании «Парамаунт», интересы которой и представляет UIP. Если американцы уже заявили о стабильности своих намерений, они будут последовательными, и следующим шагом станет либо покупка киносетей, либо их строительство. Второй вариант более вероятный и более предпочтительный. В том числе и с точки зрения перспектив российского кино. Потому что чем больше будет залов, тем больше будет у нашего кино возможностей в них попасть.
А вот опасения наших кинематографистов по поводу того, что американцы станут зажимать наши фильмы, как правильны, так и ошибочны. Незначительное присутствие отечественного кино на киноэкранах объясняется очень простой причиной. Кинотеатры – это частный бизнес. На американском зрительском кино владельцы сетей зарабатывают несравнимо больше денег, чем на кино отечественном. Российская киноиндустрия производит в год около ста фильмов, из которых в широкий прокат выходит полтора десятка. По-настоящему хороших фильмов. А по поводу тех семидесяти, которые идут в лучшем случае глубокой ночью по телевизору, всерьез расстраиваться могут только их создатели, за обличительными речами которых стоят только личные интересы. Даже сами продюсеры российского кино понимают, что каждый удачный российский фильм поддерживает в прокате следующий удачный, а каждый плохой губит следующий хороший. Даже если американцы поглотят все наши кинотеатры, конкурентоспособное кино уровня «72 метров» (прокатные сборы уже приближаются к 2 миллионам долларов) никогда не будет отвергнуто. Потому что американских бизнесменов деньги интересуют намного больше, чем патриотизм.