Posted 10 марта 2004, 21:00
Published 10 марта 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
В принципе бывшего губернатора Санкт-Петербурга и вице-премьера по ЖКХ с новым регионом кое-что связывает: он проходил срочную службу в Закавказском военном округе. Армия, конечно, школа жизни, но вряд ли опыт, приобретенный в разведроте в конце шестидесятых, так уж пригодится новому полпреду. Вот и бывший министр по делам Чечни Станислав Ильясов, в целом лояльно отнесшийся к этому назначению, все же осторожно заметил, что «на Кавказе существует своя специфика, и помочь разобраться в ней Яковлеву должны его помощники».
Большую часть своей жизни Владимир Яковлев провел в Санкт-Петербурге, сделав там карьеру от мастера ремонтно-строительного управления до губернатора. Его последующее непродолжительное вице-премьерство по линии коммунального хозяйства какими-либо свершениями отмечено не было.
В чем же тогда скрытый смысл назначения на столь значимую должность человека, ничем себя особо не прославившего. Все объясняется просто. Еще в прошлом году Дума приняла, Совет Федерации одобрил, а президент подписал пакет законов, регулирующих государственную гражданскую службу. В результате у наших чиновников кроме должностей появились классные чины, по аналогии со званиями в Вооруженных силах. Если для пенсии госслужащий пока «не созрел», а проступков достойных увольнения не совершил, то положена ему должность не ниже предыдущей, согласно чину и выслуге лет. Вот и разменяли г-ну Яковлеву вице-премьерство на полпредство.
Владимир Яковлев уже не в первый раз становится участником решительной чиновничьей рокировки. Год назад он галантно уступил губернаторское место Валентине Матвиенко, получив придуманную с нуля должность шестого зама председателя правительства. Сама г-жа Матвиенко совершила обратный путь: из вице-премьеров пересела в кресло полпреда по Северо-Западному федеральному округу. Лишившийся этой должности Виктор Черкесов в свою очередь без места не остался и возглавил специально созданный Госкомитет РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ – в народе «госкомдурь». Для этого, правда, пришлось упразднить Федеральную службу налоговой полиции РФ, на базе некоторых подразделений которой и создали новое ведомство. А ее главу Михаила Фрадкова пришлось пристроить в Брюссель полпредом России при ЕС. А кем тот недавно стал, знает теперь вся страна. Вот такой круговорот чиновников получается…
Впрочем, если внимательно посмотреть на новую структуру правительства, то можно заметить, что и там количество структур не уменьшилось, а, может, даже и увеличилось. Например, на базе двух министерств – культуры и печати – созданы одноименные федеральные агентства, а над ними новое министерство культуры и массовых коммуникаций.
Так что, похоже, сменились только названия. Общее количество чиновников осталось прежним.
Так или иначе, но Владимир Яковлев уже в новом качестве сегодня прибыл в Ростов-на-Дону. Нельзя сказать, что его там ждали. Весть об отставке Виктора Казанцева стала в столице Южного федерального округа полной неожиданностью. По признанию одного из чиновников аппарата полпредства, попросившего не называть его имени, там сейчас «царит настоящая паника». Руководитель пресс-службы полпредства Аркадий Мурзаев комментировать отставку г-на Казанцева корреспонденту «НИ» отказался. «Аппарат полпредства работает сейчас в штатном режиме в соответствии с планом, – сказал он. – Вернувшийся сегодня в Ростов Виктор Германович пока никаких заявлений не делал, и о его дальнейшей судьбе в аппарате ничего неизвестно». А вот председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Попов настроен философски: «К такому повороту событий должен быть готов каждый чиновник президентской администрации. Президент в любой момент может его сменить».
А вот как комментируют смену руководства ЮжФО в Чечне. «Я думаю, что с появлением такой нейтральной фигуры политика России на Кавказе станет более беспристрастной, – сказал в разговоре с «НИ» один из высокопоставленных чиновников правительства ЧР, который, правда, предпочел не представляться. – Ведь, что ни говори, а генерал Казанцев воевал здесь, и в большей степени, думается, он видел решение проблемы республики только с военной точки зрения. От Владимира Яковлева, не ангажированного, считающегося сугубо гражданским чиновником, люди ждут адекватной позиции». В пресс-службе Ахмата Кадырова от комментариев отказались: «Это прерогатива президента России, и для нас было бы некорректным давать оценки решениям Путина». Похоже, если у этого назначения и есть политический подтекст, то сводится он к простой мысли о том, что на смену генералам в многострадальном регионе приходит строитель. Весьма символично, особенно перед выборами. Правда, новый полпред свои планы относительно Чечни ограничил пока словами об «улучшении психологического климата в республике, народ которой возвращается к нормальной жизни».
Надо сказать, что слухи об отставке Виктора Казанцева с должности полпреда в Ростове время от времени возникали, но если ее и предрекали, то только после президентских выборов. Похоже, и сам Казанцев предчувствовал такой поворот событий. В конце февраля он даже заговорил о зреющем в его аппарате заговоре. Фамилии «заговорщиков» он не называл, но тему предательства обозначал довольно откровенно. О новом назначении Виктора Казанцева пока никаких официальных сообщений нет. Сейчас генералу армии, Герою России 58 лет. Как минимум еще два года он может находиться на государственной службе. В армейских кругах не исключают, что он еще может продолжить службу и в Вооруженных силах.