Posted 3 марта 2004, 21:00
Published 3 марта 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
Докладывая программу предстоящего года Германии в России, и.о. министра культуры Михаил Швыдкой и немецкий посол Ханс-Фридрих фон Плетц заранее ожидали два самых провокационных вопроса. Естественно, они их дождались в конце выступлений. Журналистов, по большому счету, не сильно интересовала огромная программа Года, оцененная в 135 млн. руб. Их волновало: а) вернут ли Балдинскую коллекцию рисунков старых мастеров, которую думские противники возвращения военных трофеев оценивают в 1 миллиард долларов, б) какова вероятность того, что Михаил Швыдкой будет закрывать фестиваль в статусе министра.
Дабы не томить читателей «Новых Известий», сразу откроем козыри. И.о. министра к своему нынешнему положению относится с изрядной долей иронии: с сегодняшним премьером он встречался только один раз в прошлом году во время поездки Путина в Италию, для бесед или консультаций его никто еще не вызывал и никаких изменений в его ведомстве не происходит. «Видимо, они ищут третьего Михаила Ефимыча», – отшучивался на пресс-конференции Швыдкой. Ему, скорее всего, уже известна шутка Фрадкова в парламенте насчет того, что «в правительстве будут два Ефимыча: один – культурный, другой – начальник».
По поводу трофейной коллекции старых рисунков Швыдкой высказался определенней: «В свое время Советский Союз передал ГДР около двух миллионов единиц художественных ценностей. Если говорить по чести, основной массив самых важных вещей уже был передан. Все надеялись, что с объединением Германии эта тема вообще исчезнет с повестки дня. Ведь единство нации, условно говоря, важнее золота Шлимана (немецкой античной коллекции Древней Трои, хранившейся в наших музеях. – С. С.). Что касается коллекции Балдина, ее, я считаю, надо возвращать. И возвращать по закону. Для России и Германии теперь это постоянно раздражающая тема. Нам нужно определиться, что для нас важнее: хорошие отношения с Европой или что-то другое. В конце концов, мы должны жить по тем законам, которые сами же приняли. Ведь мы с удовольствием принимаем от итальянцев русские иконы, от немцев – другие трофеи. Тогда нам не надо делать вид, что для возвращения Балдинской коллекции имеются какие-то специальные условия. Никаких графиков возвращения сейчас, естественно, нет. Какие могут быть графики, когда я даже не знал, что уйду в отставку 24 февраля! Но я не вижу препятствий для законного возвращения собрания».
Атмосфера некоторой нервозности ясно чувствовалась в министерском воздухе, когда проходила презентация главных проектов года Германии. Самым значительным и показательным событием станет открытие 2 апреля масштабной выставки в Историческом музее «Берлин–Москва/Москва–Берлин 1950–2000», на которой актуальное искусство двух стран будет существовать в едином выставочном пространстве. На аналогичной предыдущей выставке потрясало сходство культур фашистской Германии и сталинской России. Сейчас нам предстоит сопоставление искусства двух стран второй половины ХХ века.
Среди ближайших гастролей – выступление модернистской танцевальной труппы Саши Вальц со спектаклем «Тела» и созвучная спектаклю ретроспектива немецких фотомастеров ХХ века в Московском доме фотографии (выставка «О телах и других вещах»). Основные мероприятия развернутся к июлю-августу. Именно тогда в Большой театр приедет Мюнхенская опера с вагнеровским «Летучим голландцем», затем по Волге поплывет пароход с 200 немецкими артистами и деятелями культуры, и особо дороги Михаилу Ефимовичу гастроли авангардного Театра танца Пины Бауш, назначенные под занавес Года в декабре. Эти мощные вливания современной немецкой культуры в нашу жизнь будут разбавлять небольшие проекты: семинары, приезд джаз-бендов, ди-джеев и рок-групп. Немецкий посол заранее извинился за то, что названия некоторых групп не всегда удобоваримы и «подобраны со вкусом», – это он намекнул на недавно прогремевшую в Москве команду Einsturzende Neubauten (что в переводе значит «Рухнувшие новостройки»), играющую на разном металлическом хламе.
Кстати сказать, как немецкой, так и российской стороне приходилось оправдываться по финансовым вопросам. Затея с годовым фестивалем, список мероприятий которого занимает 20 машинописных страниц, дорогого стоит. И это на фоне министерской неразберихи в Москве и дефицита средств на финансирование культуры в Берлине (как раз вчера разгорелся скандал о нехватке денег на содержание трех берлинских оперных театров). Но посол с и. о. министра в один голос заверили: деньги уже найдены (не только государственные, но и частных инвесторов), а культурный диалог важнее финансовых и политических коллизий.