Posted 1 марта 2004, 21:00

Published 1 марта 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Властелин сердец

1 марта 2004, 21:00
На нынешней церемонии вручения наград Американской киноакадемии практически обошлось без интриг. После провалов на «Оскаре» прошлых лет и внушительных побед в прокате работа над эпохальной кинотрилогией «Властелин колец» новозеландца Питера Джексона наконец-то была признана мэтрами.

Номинантов на «Оскар» объявили на месяц раньше обычного. Во многом чтобы освободиться от влияния кинокритического «Золотого глобуса», на который американские академики, конечно же, всегда равнялись. И все равно в большинстве номинаций академики и критики совпали.

У «Возвращения короля» (третья часть трилогии «Властелин колец») – второй абсолютный рекорд в истории «Оскара» после «Бен Гура» – 11 премий из 11 номинаций. Только если «Бен Гур» постыдно провалился в прокате, то трилогия Питера Джексона стала настоящим властелином сердец и кошельков зрителей, и теперь «Возвращение короля» уж точно соберет свой заветный миллиард долларов.

Безусловно, Джексона наградили за «вклад в искусство». Этот безумный лохматый новозеландец, который не стал причесываться даже ради столь торжественного случая, – истинный герой современного кинематографа. Многие обдумывали, но никто так и не посягнул на «глыбу» Толкиена. Никому не известный Джексон, создатель комедийного триллера «Страшилы» и нескольких сериалов, каким-то необъяснимым образом «развел» находившуюся на грани разорения студию New Line cinema на 300 миллионов долларов и посвятил заветному «Властелину» 7 лет жизни. Это он придумал спасительный и гениальный маркетинговый ход – снять три серии в одно время и в одном месте, а выпуск разнести на 3 года: затраты единовременные, доходы – в три этапа. Выпуская по одной серии в год, Джексон заимел возможность и на «Оскар» выдвигаться трижды. Но дважды пролетел – из 13 номинаций «Братства кольца» победными оказались лишь 4 (оператор, гример, композитор и спецэффекты), «Две крепости» были выдвинуты в 6 категориях, а победили – в двух (звук и спецэффекты). «Возвращение короля» вернуло Джексону все авансы, которые он брал у продюсеров, обещая не посрамить честного имени голливудского мейджора и светлой памяти Джона Рональда Руэла Толкиена. Теперь Джексон – king of the world, как кричал Леонардо Ди Каприо в «Титанике», а получающий свой 11-й «Оскар» Джеймс Кэмерон на сцене. В New Line уже поговаривают об экранизации «Хоббита» Толкиена, но будет ли его постановщиком Джексон, пока еще большой вопрос. Во-первых, чтобы не входить в одну реку дважды, 17-кратному оскароносцу лучше не повторяться, во-вторых, Джексон уже работает над ремейком Кинг Конга, где главную женскую роль – Энн Дарроу – сыграет Наоми Уоттс. Наоми тоже была номинирована на последний «Оскар» за фильм «21 грамм». Такой отличной роли – Наоми сыграла отчаявшуюся женщину, которая теряет в автокатастрофе мужа и ребенка и потом обретает мужчину, которому вшили сердце ее мужа, – у замечательной актрисы Уоттс еще не было. В Венеции она и ее партнер по картине Шон Пенн получили приз зрительских симпатий. Но на «Оскаре» путь к высочайшему признанию для нее был закрыт изначально. Победа Шарлиз Терон была предопределена. Красавица Шарлиз, безобразно растолстевшая и изуродовавшая себя до неузнаваемости, сыграла не выдуманную, но реальную трагическую судьбу – женщину-проститутку, которая убила семерых мужчин и была казнена. История, леденящая кровь: режиссер-дебютантка Патти Дженкинс ухитрилась получить допуск не только в зал суда, но и в камеру, и к архивам приговоренной Эйлин Уорнос. Она сняла душераздирающую драму про женщину, которая так нуждалась в любви и не заслужила никакого сочувствия. Шарлиз Терон, успевшая привести себя снова в прекрасную форму, получая желанную статуэтку, на сцене расплакалась – натурально расплакалась, не по-актерски. Все-таки «Монстр» – это ее первая, по-настоящему драматическая серьезная роль, в которой сумела доказать, что она не просто украшение экрана, а большая, на многое способная актриса.

«21 грамм» не принес «второпланового» «Оскара» и выдающемуся Бенисио дель Торо, а лауреат кубка Вольпи (приза за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале) Шон Пенн даже не был выдвинут, но тем не менее победил – ему достался «Оскар» за роль в «Таинственной реке» Клинта Иствуда, где Пенн сыграл отца, который ведет собственное расследование убийства дочери. Главный подозреваемый в этом убийстве – друг детства героя – второй лауреат «Оскара-2004» Тим Роббинс. «Женскую роль второго плана» вполне предсказуемо получила Рене Зельвеггер за роль бродяжки из «Холодной горы».

Надо сказать, что нынешний «Оскар» оказался самым предсказуемым за много последних лет. Никакой интриги, никаких неожиданностей. Хотя, может быть, они и были, только не для телеэфира – как известно, после знаменитой выходки гологрудой Дженет Джексон телетрансляция опаздывает на несколько минут, чтобы режиссеры имели возможность купировать всяческие сюрпризы. Интересно, а что бы сделал режиссер телеверсии, если бы во время получения статуэтки разделся Питер Джексон?



ЛАУРЕАТЫ «ОСКАРА-2004»

Фильм Питера Джексона «Властелин колец: Возвращение короля» победил в 11 номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». «Властелин колец» стал второй в истории Голливуда трилогией (после «Крестного отца»), все три фильма которой номинировались на «Оскар».

Лучшая женская роль – Шарлиз Терон («Монстр»).

Лучшая мужская роль – Шон Пенн («Таинственная река»).

Лучшая женская роль второго плана – Рене Зеллвегер («Холодная гора»).

Лучшая мужская роль второго плана – Тим Роббинс («Таинственная река»).

Лучший иностранный фильм – канадская лента «Вторжение варваров».

Режиссер – Дени Аркан.

Лучший полнометражный анимационный фильм – «В поисках Немо».

Лучший короткометражный документальный фильм – «Сердце Чернобыля» (США).

Оригинальный сценарий – «Потери при переводе»/«Трудности перевода» (сценарий Софии Копполы).

Приз за выдающийся вклад в развитие киноискусства вручен известному кинорежиссеру и продюсеру Блейку Эдвардсу.

Подпишитесь