Posted 29 февраля 2004, 21:00
Published 29 февраля 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:43
Updated 8 марта, 09:43
На одном из таких марафонов драматург Николай Коляда читал «Тутанхамон» и даже взялся за постановку этой пьесы. Но отсутствие времени, занятость не позволили ему довести дело до конца, и спектакль выпускала бессменный художественный руководитель, основатель Камерного Виктория Мещанинова.
Мещанинова не любитель ставить физиологические очерки. В последние годы ее больше волновало изучение возможностей невербального театра. Нельзя сказать, что на этом пути она обрела много удач, но опыт, полученный в таком способе сценического существования, пригодился в пьесе Коляды.
Историю, если не отверженных обществом людей, то забытых и брошенных, режиссер повернула в язвительный гротеск, который в финале оборачивается лирикой, молитвой трех поначалу странных женщин. В этом спектакле есть блистательное женское актерское трио: – актриса Наталья Жернакова (Тамара), Зульфия Акчурина (Ася) и Надежда Нагдасева (Ольга). Ася одета в белоснежную балетную пачку, вместо пуантов огромные белые платформы. Она – невеста, у которой за плечами богатое прошлое. Предрассудок любимой мысли – выйти замуж даже вопреки обстоятельствам – у Аси безыскусен. Ее наивность не есть свойство милоты, скорее следствие глобальной глупости вкупе с эгоизмом. Такая «достанет» любого странным смешением инфантильности и упрямства, игры в жертву и мелкой цепкостью. Ее соперница Ольга выглядит существом среднего рода. Она одета, как клоунесса. С взъерошенными волосами, как у Лени Лейкина из «Лицедеев», в широких штанах по колено, она являет собой женский типаж все знающей, легко принимающей решения за себя и за того парня, но обязательно с выгодой для себя. Она уверена, жизнь в ее руках, и из этих ручек не выскочишь.
Тамара – рыжий клоун, известный своим злым языком. Боевая подруга, оторва, она входит в дом к Асе как генерал, которому предстоит битва с врагом. Только потом понимаешь, что есть свое объяснение ее последовательному ожесточению. Тамара, потеряв мужа и сына, доживает жизнь. Ее существование – за порогом отчаяния, за пределами того, что может вынести человек. Она мстит миру своим неистовством.
Мещанинова открывает пьесу не бытовым ключом. Ей важно выйти в пространство, где исступление, гнев, мрачный карнавал сливаются в крик Богу, чтобы он увидел и заметил их отчаяние, чтобы пожалел, дал одной ребенка, второй жениха, третьей любви, чтобы дал последнюю надежду последним желаниям.