Posted 25 февраля 2004, 21:00
Published 25 февраля 2004, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:43
Updated 8 марта 2024, 09:43
И.о. министра образования России Владимир Филиппов заявил вчера на расширенной коллегии ведомства, что «разработка учебных программ на основе новых школьных стандартов завершится в ближайшие недели». К 1 сентября 2005 г. стандартизация наших детей должна быть закончена. Между тем, по мнению экспертов, сроки, объявленные г-ном Филипповым, нереальны. Да и сами стандарты пока никем не утверждены.
Чем чреват «стандартный» форс-мажор? «Снова начнут переучивать учителей, кромсать сверстанные планы, переписывать учебники, делить деньги, а пострадают дети и учителя», – прокомментировал новость главный редактор издательства «Педагогика-пресс» Евгений Куркин. Второй вопрос: почему понадобилось с такой спешностью внедрять ГОСТ на грамотность?
Изначально, в 1992 г., образовательный стандарт задумывался как инструмент разгрузки учеников от непосильных учебных стрессов и способ увязать экономические обязательства государства перед школой с общеобязательной частью расписания уроков. Идея стандартизации настолько пленила умы чиновников, что кто-то из них подбросил эту «палочку-выручалочку» президенту Путину. Так или иначе, но глава страны в своем послании Федеральному собранию в 2001 г. назвал формирование стандартов «главной задачей года в образовании». Задание президента, однако, не выполнено до сих пор, а деньги потрачены. Самое печальное – введение единого ГОСТа для юных умов должен был предварять открытый конкурс, который опять же не проведен.
Тем временем общественность приняла новый документ в штыки. Учителя считают, что ни одной из наболевших проблем школы он не решит. Обстановка вокруг пресловутых стандартов настолько накалилась, что издатели школьных учебников наотрез отказываются что-либо комментировать. Вот лишь несколько фраз из их вчерашних телефонных интервью «НИ»: «Сроки подготовки учебников по новым лекалам к 2006 году, объявленные министром, абсолютно нереальны...», «Я еще в декабре говорила министру: если к новому году стандартов не будет, вся работа пойдет прахом...».
Наши собеседники в один голос утверждают: кроме очередной переверстки учебников, есть более насущные проблемы. Каждая пятая школа России лишена столовой. В две смены у нас занимаются 4,5 млн. школьников, тогда как понятие «двухсменка» не переводится ни на один язык мира.
И последняя, поистине сенсационная, новость: в каждом седьмом детском саду, гимназии и ПТУ, по данным Минздрава, питьевая вода не соответствует хотя бы нашим российским, весьма либеральным нормам.
А тут говорят: стандарты, стандарты...