В XXI веке, по мнению Мюрэ, началась новая эра, которую он называет гиперфестивной, подразумевая под этим названием характерное для нее неограниченное число праздников, а человека этой эпохи Homo festivus – Человек празднующий. Мюрэ пишет, что поскольку «зрелищность востребована все больше и больше, мастера зрелищ вынесли свою деятельность за пределы культурного пространства как такового…». Ведь, действительно, в целях рекламы всякого рода шоу организуют магазины, банки, газеты, журналы – можно сказать, что все мало-мальски уважающие себя организации. Это сегодня называется раскруткой. Причем технологии на все случаи жизни практически одинаковые, по одному стереотипу раскручиваются произведения искусства и нижнее белье.
Мы действительно живем в бесконечной череде праздников, необходимых для расцвета промышленности и торговли. Но Человек празднующий любит не только праздники, у него еще немалая склонность к насилию. Так вот и существуем между праздниками и насилием. Совсем недавно произошла эта жуткая трагедия в метро. Люди ехали на работу, кто-то читал, кто-то дремал, кто-то в уме расписывал свой предстоящий день. И вдруг – взрыв! Кадры на телевидении были ужасными, столько жертв, раненых. Страшно, обидно, а главное – не избавиться от ощущения своего полнейшего бессилия. В этом поезде могли оказаться близкие тебе люди, артисты твоего театра, коллеги… Там просто были люди, и уже одного этого достаточно, чтобы содрогнуться от ужаса.
Мне кажется, что в нас уснула гражданственность, мы убедили себя, что выполнили свою миссию – построили демократическое общество. Но чего мы на самом деле добились? При тоталитарном режиме жизнь ничего не стоила, ничего не стоит она и сейчас. Мы ищем национальную идею, кричим о великом предназначении русского народа, но ничего не делаем, чтобы сохранить жизнь своим гражданам. Каждый из нас все время находится в зоне риска. Правильно говорят, что сегодня одна из самых главных привилегий – это безопасность: твоего дома, еды, которую ты употребляешь, дорог, по которым ты ездишь. Но кто сегодня такой привилегией обладает в нашей стране? Вопрос, видимо, риторический.
Трагедия всех напугала, в очередной раз усилили контроль, появилось много милиции, участились проверки. Но прошло несколько дней, и как будто ничего и не случилось. Жизнь потекла как обычно. И все ринулись отмечать очередной праздник – День святого Валентина, День всех влюбленных. Меня пугает не тот факт, что люди хотят веселиться, а то, что в этом веселье есть присутствие чего-то отупляющего, дурманящего сознание. Как будто все хотят забыться и не думать о жизни всерьез. В День святого Валентина, когда счастливые молодые люди ходили с шариками и цветами, случилась еще одна трагедия. Обвалилась крыша в аквапарке, и снова жертвы, и снова раненые. Нам в лицо снова смотрит Смерть с экрана телевизоров, а мы, словно уже выработали иммунитет, не реагируем. Если и реагируем, то недолго. Повздыхали немножко и быстро забыли.
Бросились праздновать широкую Масленицу, есть блины, жечь чучело зимы. А сразу после этого кинулись отмечать День защитника Отечества… Сегодня отходим от этого отмечания, но уже готовимся ко Дню 8 марта. И так – до бесконечности. .До полного отрешения от ужасов зоны риска.