Борьба за пост первоиерарха началась ещe при жизни владыки Алимпия. Как ни странно, возглавил ее брат владыки протоиерей Леонид Гусев, фактический управляющий делами Митрополии. Главным своим врагом он давно считал епископа Казанского и Вятского Андриана, избрание которого означало бы конец всевластия о. Леонида. Неудивительно, что с момента поставления в епископы Андриан подвергался нападкам со стороны «гусевского клана», вплоть до обвинений в попытках сместить владыку Алимпия во время тяжелой болезни в октябре прошлого года. Когда же 31 декабря митрополит скончался от сердечного приступа, «гусевцы» поспешили заявить в СМИ, что его «свел в могилу Андриан».
В голосовании на Соборе приняли участие 230 делегатов. При необходимых для преодоления обязательного минимума 157 голосах за владыку Андриана было подано 167 голосов, за его соперника епископа Костромского и Ярославского Иоанна – 58 при пяти воздержавшихся. По мнению иконома Клинцовско-Ржевской епархии о. Евгения Чунина, «большинство, которое привело владыку Андриана к победе, связывает с его именем надежды на активизацию жизни старообрядцев, обновление еe внутреннего строя, но в строгом соответствии с соблюдением церковных правил. Речь идeт не о введении каких-то новшеств, но о более динамичном восстановлении традиций, которые отчасти пошатнулись в последнее время».
Интригу выборов обострило то, что накануне голосования владыка Иоанн обратился к Собору с письмом, в котором просил снять его кандидатуру по причине слабого здоровья. Об этом делегатам сообщил иконом Костромской епархии Валентин Новожилов, продемонстрировав подписанный владыкой документ. Отец Леонтий Пименов, принадлежащий к группе «гусевцев», заявил, что предъявленное письмо – фальшивка. После долгих и бурных дискуссий факт наличия письма был проигнорирован, и голосование всe равно состоялось.
Еще одна заслуживающая внимания деталь: по сообщению портала Credo.ru, накануне Собора несколько влиятельных клириков были вызваны в ФСБ, где состоялись обстоятельные беседы о предстоящих выборах. У большинства из приглашенных сложилось впечатление, что представители власти поддерживают кандидатуру престарелого епископа Иоанна, от которого не следовало ждать каких-то неожиданностей. О поддержке этой кандидатуры говорилось и на встрече делегации РПСЦ с представителем Московской патриархии митрополитом Кириллом, которая состоялась в начале февраля.
Похоже, это первый случай в новейшей церковной истории с 1990 г., момента выборов патриарха Московского и всея Руси, когда в ход свободного волеизъявления верующих пытались вмешаться посторонние. Старообрядцам и в данном случае удалось продемонстрировать, насколько они в массе своей независимы и стойки духом.
Многие связывают с избранием нового митрополита РПСЦ надежды на усиление государственнических настроений в старообрядчестве, что особенно важно, учитывая столетия гонений, сначала со стороны царской власти, а затем и при большевиках. Однако прогнозируемое улучшение отношений с государственной властью не означает зависимости подобно той, которая имеет место в отношениях между государством и РПЦ. Речь идет лишь об уважении законов государства без посягательств с его стороны. Покойный владыка Алимпий служил на флоте подводником, а до избрания митрополитом работал бакенщиком. Учитывая, что на дворе погода совсем другая, да и владыка Андриан – человек с высшим образованием, вполне современных взглядов, вероятно, хранители древних церковных и культурных традиций станут просто более открыты обществу, доступнее для живого с ним диалога.
ПРОТЕСТАНТЫ ПО-РУССКИ Старообрядчество – религиозное движение, начавшееся в середине XVII в. как реакция на церковные реформы патриарха Никона и последующее сращение Русской православной церкви с государством. В научном и бытовом обиходе этот процесс именуется «расколом», а старообрядцев делят на «поповцев» (признающих священство и хранящих древние традиции богослужения) и «беспоповцев» (русский аналог протестантизма). Приемлющих священство старообрядческих течений («толков», «согласий») в настоящее время три: Белокриницкое, Ново-Зыбковское и т.н. «Единоверческое» (поддерживающее общение с РПЦ). Правда, в конце 1999 г. Курский приход «новозыбковцев» заявил о выходе из подчинения своим иерархам, был поддержан еще несколькими приходами в России, на Украине и в Румынии и зарегистрирован как новое «поповское» течение. «Беспоповских толков» не менее десяти: поморцы, феодосевцы, филиповцы, спасовцы, нетовцы, бегуны, дырники, скрытники и т.д. Число прихожан самой многочисленной ветви русского старообрядчества, РПСЦ, по разным данным, от 1 до 1,5 млн. человек. Административный и духовный центр РПСЦ – в Москве, в Рогожской слободе. |