Posted 10 февраля 2004, 21:00

Published 10 февраля 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

В ТАНЦЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ

10 февраля 2004, 21:00
Балет «Кто есть кто» Бориса Эйфмана, который в эти дни презентуется в Большом театре, оказался не чем иным, как русской танцевальной версией знаменитого американского фильма «В джазе только девушки». Этот спектакль превратил официальное открытие программы 10-го театрального фестиваля «Золотая маска» в веселый фарс.

Борис Эйфман – один из четырех известных ныне живущих российских балетмейстеров, которые высоко котируются у нас и на Западе. При этом Эйфман младше маститого советского классика Юрия Григоровича, до сих пор экспортирующего свои «Лебединые озера» во все страны мира, но старше Алексея Ратманского, который возглавил балет Большого театра, и Сергея Боброва, вставшего недавно во главе «Сибирского балета» в Красноярске.

Труппа Эйфмана родилась еще в 1977 году в Ленинграде вопреки советским худсоветам как авторский театр одного хореографа. Сам факт его появления на свет был уникальным и революционным: «Человеком, который осмелился» назвала балетмейстера газета «Нью-Йорк Таймс». Спектакли Эйфмана неоднократно становились участниками и лауреатами «Золотой маски»: «Чайковский» – в 1996 г., «Карамазовы» – в 1997 г., «Мой Иерусалим» – в 1999 г. Как и прежде, Эйфман всегда был и остается революционером в балете. При этом он считается «неоклассиком» – не потому, что «бронзовеет на ходу», а по стилю танца. Он с удовольствием экспериментирует с музыкой и драматическими сюжетами, при этом не изменяя стилю большого классического балета на пуантах.

Поэтому нет ничего удивительного, что именно Эйфману выпала честь открыть своими гастролями в Большом театре юбилейную программу 10-го фестиваля «Золотая маска» – он олицетворяет традиции и новаторство одновременно.

Спектакль «Кто есть кто» – даром что балет – оказался роскошным зрелищем с захватывающим сюжетом. Согласно либретто, два друга-танцовщика эмигрируют из Одессы в Нью-Йорк. В городе-яблоке россияне попадают в серьезную переделку. Став свидетелями мафиозной разборки, танцоры вынуждены переодеться в женское платье и пуститься в бега. Далее сюжет разворачивается один в один с кинокомедией «В джазе только девушки». В труппе варьете один из героев влюбляется в приму, а другого женит на себе богатый еврей с Брайтона. Причем в балете эта история выглядит еще смешнее, чем в кино, ибо все происходит без единого слова под музыку Сергея Рахманинова, Дюка Эллингтона, Дейва Брубека и Скотта Джоплина. На помощь балетмейстеру приходят цитаты из балетной классики. При этом любовный дуэт балерины и танцовщика, переодетого в балерину, вызывает гомерический хохот в зале, а у некоторых вышибает слезу. Впрочем, этот спектакль лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Московские гастроли Эйфмана продлятся до 12 февраля.

В остальном заявленная программа спектаклей к 10-летнему юбилею «Золотой маски» потрясает масштабом. В столицу привезут Шекспировскую трилогию («Гамлет», «Макбет», «Отелло»), поставленную Эймунтасом Някрошюсом в его театре Meno Fortas. Семь спектаклей Малого Драматического театра –Театра Европы, который не приезжал на большие гастроли в Москву уже десять лет. Первоначально была идея соединить в одной афише две вершины современного театра – театр Льва Додина и Эймунтаса Някрошюса. Но из-за организационных трудностей гастроли МДТ перенеслись на неопределенный срок (сейчас называют осень следующего года). Также в программе российская премьера самого дорогого современного театра «AXE» – «Мокрая свадьба», где будут продемонстрированы последние достижения театральных технологий. Саха-театр им. Ойунского из Якутска привезет «Короля Лира», «Желанный берег мой» по Чингизу Айтматову и этнографический спектакль «Олонхо».

В афише целых пять спектаклей Евгения Гришковца (лауреата аж двух «Золотых масок»), которые будут сыграны за один день. Первый спектакль «Как я съел собаку» будет начинаться в 13.00. Последний – «После работы» в 24.00. Как выживут актер и его зрители после этого марафона – непонятно.

Любителям танца будет приятно узнать, что приедет Новосибирский театр оперы и балета со спектаклями «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке, «Дон Кихотом» Минкуса и «Коппелией» Делиба. А также один из лидеров российского модерна – театр «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга (спектакли «Свадебка» и «Кленовый сад»).

Для поклонников театрального экстрима в афише стоят многолетние номинанты «Маски» – группа «Дерево», а также спектакли – участники фестиваля «Новая драма».

Подпишитесь