Posted 9 февраля 2004, 21:00

Published 9 февраля 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

МНИМЫЙ ХРОМОЙ

9 февраля 2004, 21:00
Сборная России сложила оружие в розыгрыше Кубка Дэвиса-2004 уже в первом своем матче, сенсационно уступив в Минске команде Белоруссии – 2:3. Наш капитан Шамиль Тарпищев и его игроки оказались не готовы к схватке с предельно мобилизованным, а главное – хитрым соперником.

Все три дня встречу белорусов и россиян сопровождал странный налет нереальности происходящего. Все началось с первого матча Владимира Волчкова и Игоря Андреева в пятницу, когда нелепая травма белорусского теннисиста, казалось, перечеркнула напрочь все надежды хозяев на успешный исход противостояния. Белорус вел по сетам 2:1 и, если бы не вывих лодыжки, наверняка довел бы матч до победы: то, что он переигрывал россиянина, было очевидно. Когда люди, собравшиеся в футбольном манеже белорусской столицы, переделанном под теннисный стадион, устроили овацию пытавшемуся бегать практически на одной ноге Волчкову и даже выигравшему в таком состоянии у Андреева пару розыгрышей, они не могли не понимать, что их любимец обречен. Вместо белорусов в счете повели россияне. И цепочка несложных рассуждений подсказывала, что шансов на победу у хозяев нет.

В Белоруссии всего два конкурентоспособных теннисиста, и, если выбывает из строя один из них, это фактически катастрофа. Что мог сделать в одиночку Максим Мирный? Правильно, выиграть два своих матча. Но для общей победы надо набрать три очка. От кого ждать третье? От Александра Швеца, которому перевалило за 30, или от Андрея Коротчени, которому всего 15? Нет, ни тот, ни другой обыграть Марата Сафина не способен, в каком бы состоянии последний ни находился. Да что там Сафина, с Михаилом Южным или Николаем Давыденко, которые могли заменить Марата в воскресенье, ни Швец, ни Коротченя бы не справились. Получается, все, Россия побеждает? И дело только в итоговом счете? Безусловно, этот несложный вывод не мог не повлиять на характер дальнейшей борьбы. Действительно, все, что надо было сделать россиянам, – выиграть парную встречу и последний, пятый матч, который представлялся легкой прогулкой.

Во втором поединке пятницы встречались Мирный и Сафин. Марат, несмотря на все проблемы с акклиматизацией, старался и выглядел достойно. Однако уступил в пяти партиях. Небольшое отступление: белорусы, несмотря на свой статус дебютантов Мировой группы Кубка Дэвиса, полностью реализовали так называемое преимущество своего поля. Покрытие в манеже было уложено «под Мирного» – это был ковер с очень быстрым отскоком мяча, затрудняющим прием его мощной подачи. Старались и линейные судьи – пользуясь тем, что арбитр на вышке контролировать все попадания мяча не в силах, спорные моменты решали в основном в свою пользу. Впрочем, и то, и другое – обычная в Кубке Дэвиса практика, и упомянул я об этом для того, чтобы белорусов не воспринимали как совсем уж зеленых новичков.

Сомнений в том, что субботний парный поединок завершится в пользу Сафина и Южного, не было. Мирный и Швец старались, но явно уступали российскому дуэту. Так и получилось – счет стал 2:1 в пользу наших. Пора открывать шампанское? Мирный, конечно, в первой игре воскресенья легко сравнял счет. Андреев, впрочем, сильно расстроенным не выглядел, поскольку знал, что чуда от него не ждали: все равно победное очко было гарантировано. Уже в первой половине дня капитан россиян Шамиль Тарпищев официально заменил Сафина на Южного, поскольку герой Australian Open устал, а с Коротченей, который, скорее всего, должен был заменить Волчкова, без проблем справился бы и герой финала Кубка Дэвиса-2002. А потом грянул гром.

Не хотелось бы вспоминать грубоватую в данном контексте поговорку «голь на выдумки хитра», но капитан белорусской команды Сергей Тетерин проявил недюжинную смекалку. Тем более что в присутствии президента страны Александра Лукашенко, ревностно следившего за ходом матча, он был обязан предпринять все возможное для того, чтобы если и не обеспечить победу, то хотя бы сохранить интригу до конца. Это сейчас понятно, что все события, последовавшие за пятничной травмой Волчкова, случились не просто так, а в соответствии с продуманным сценарием. Волчкова сразу увезли на обследование, но точный диагноз, разумеется, обнародовать никто не собирался. На церемонию открытия Владимир вышел на костылях, на матчи Мирного приходил хромая. В том, что он не способен играть пятый матч, в российской команде, по-видимому, не сомневался никто. Каково же было удивление россиян, когда вместе с Южным перед решающей встречей на корте появился… Волчков.

Конечно, можно рассуждать о том, что, если бы не травма Волчкова, может, и Сафин бы дожал Мирного во втором матче, да и Андреев бы поборолся в четвертом. Если бы не травма Волчкова, не было бы этой расслабленности и атмосферы нереальности происходящего… Все бы шло своим путем, по накатанной колее, которая вполне могла привести россиян к победному исходу. А в итоге шок от произошедшего полностью вывел Южного из равновесия. Волчков победил в трех партиях. Вот так безупречно проведенная белорусами почти военная операция принесла их сборной место в четвертьфинале. Тетерину и Мирному Лукашенко без промедления выписал высшие награды страны – ордена Отечества, а Волчкову – орден Мужества. А россиянам во главе с капитаном, всегда имевшим репутацию великого стратега, придется бороться за право играть в Мировой группе.

«Мы побили соперника его же оружием, – заявил Тетерин после решающего поединка. – В свое время Тарпищев сам применял подобные тактические ходы. Выход Волчкова на пятый матч стал, как и планировалось, психологическим ударом для Южного». «Сафин не вышел бы на последний матч в любом случае, – сказал в свою очередь Тарпищев. – Он был сильно измотан после предыдущих двух матчей». А сам Волчков после всех вышеописанных событий снова сильно хромал. Интересно, на этот раз по-настоящему?

Подпишитесь