Posted 1 февраля 2004, 21:00

Published 1 февраля 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Русский десант со «Скрипкой Ротшильда»

1 февраля 2004, 21:00
В январе на восточном побережье Соединенных Штатов, в штате Коннектикут, в городе Нью-Хэйвен, а еще точнее – в знаменитом Йельском университете, расположенном в самом центре города, начались неслыханные события.

Сначала пошел густой, нескончаемый снег, что бывает в этих местах крайне редко, температура опустилась до отметки минус 19 градусов – ничего подобного не случалось здесь ровно 120 лет. А потом в город въехал русский театр – не на гастроли, но на выпуск своего собственного спектакля. Вот такого не бывало никогда!

Московский ТЮЗ был приглашен Йельским репертуарным театром и драматической школой лучшего университета Америки для репетиций и показа премьеры «Скрипки Ротшильда» Антона Чехова в постановке одного из лучших российских режиссеров – Камы Гинкаса. Йель славится своими юридическим, политическим и драматическим факультетами. Здесь учится будущая элита США. Большинство президентов, конгрессменов и звезд Бродвея вышли из этих стен.

Аборигены Нью-Хэйвена и Йеля не могли не связать невиданный снегопад с приездом россиян. «Сибир! Сибир!», – радостно кричали они московским актерам в студенческой столовке и показывали рукой за окно. В столовке этой студентов кормят пудингами и тигровыми креветками, а в очереди с подносами запросто можно оказаться рядом с дочкой президента Буша.

Американцы, честно говоря, совсем не похожи на нас, то есть предпочитают бейсбол футболу, а мюзикл драматическому театру. У драмы здесь успеха обычно не бывает. Случается, вежливо похлопают, сходят отдохнуть на коммерческий бродвейский спектакль или поинтересуются вне-бродвейским авангардом. Не более того. Но видно снег был предвестием удивительного театрального события.

Режиссер Гинкас, художник Бархин, поэт «света» Глеб Фильштинский, четверо актеров: Валерий Баринов, Игорь Ясулович, Арина Нестерова и Алексей Дубровский поведали залу пронзительную историю о гробовщике-скрипаче Якове и бедном флейтисте Ротшильде. Вслед за Чеховым частная история неудавшейся жизни оказалась на сцене страстным обобщением человеческой судьбы. «Какие убытки! Какие убытки!», – страдал мятущийся Яков. – «Вот если бы люди не воевали друг с другом – какая была бы прибыль! Какая была бы польза!» Зрительный зал хохотал и замирал, поражаясь, что русский театр, оказывается, может заставить испытать такие сильные чувства!

После показа прессе и «пре-вью» (то есть открытой генеральной репетиции) вокруг театра закружила вьюга восторженных рецензий. А вслед за ней со всех уголков немалой страны в Йель стал стекаться зритель. В зале встречались театралы Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Филадельфии, Вашингтона…Студенты с рюкзачками, бизнесмены в бабочках, седая профессура, слависты, наши бывшие и нынешние соотечественники, клерки и актеры, звезды Голливуда! Премьера имела успех невероятный! Зрительный зал аплодировал стоя, что для Америки редкость!

К премьере подоспел выход книги на английском языке о режиссере Каме Гинкасе. В крупнейшем книжном клубе Йельского университета состоялась встреча с героем книги и ее автором Джоном Фридманом. Книжка раскупалась, как горячие пирожки зимой.

Приглашенная Йельским университетом на премьеру программа российского телеканала «Культура» «Фрак народа» совсем не бесстрастно фиксировала русский театральный бум под аккомпанемент американского снегопада.

Импресарио и менеджеры засыпали предложениями о гастролях «Скрипки Ротшильда» худрука московского ТЮЗа Генриетту Яновскую, которая в свою очередь твердо обещала, что премьера спектакля, на глазах становящегося легендарным, в Москве состоится нынешней весной.

Подпишитесь