Напомним, что двумя днями ранее Иван Рыбкин признался общественности: ради благого дела выдвижения единого кандидата от всех демократических сил он готов снять свою кандидатуру в пользу г-жи Хакамады. Более того, соответствующие консультации, по его словам, уже ведутся. «Никаких переговоров не было. Г-н Рыбкин – самостоятельный кандидат и в конечном счете выражает взгляды, связанные с Борисом Березовским, не все из которых я разделяю», – заявила г-жа Хакамада, таким образом, в очередной раз опровергнув слухи о неких своих обязательствах перед «лондонским изгнанником».
«Сегодня читала прессу. Я прекрасно понимаю, насколько далека она от народа», – довела до сведения работников СМИ свое мнение Ирина Муцуовна. На ее взгляд, журналисты не осознают, что рядовому россиянину не интересно, к примеру, куплена ли кем-то Хакамада или нет. Потому что рядовому россиянину «очень страшно» за свою судьбу в тоталитарном обществе, к которому мы все незаметно для себя скатились. Тот факт, что из общего числа рядовых россиян, как показывают соцопросы, за г-жу Хакамаду планирует проголосовать весьма незначительная часть, бывшая сопредседательница СПС прокомментировала незамысловато. Во-первых, люди «еще очень сильно советские» и просто боятся признаваться, что симпатизируют кому-то кроме г-на Путина. Поэтому нужна «более сложная социология». Во-вторых, если ты кандидат, то «ты должен в душе верить, что победишь».
В Америке г-жа Хакамада была по приглашению конгрессменов Тома Лантоса и Кристофера Кокса (глава комиссии Конгресса по национальной безопасности). За несколько дней она успела встретиться с советниками Буша по национальной безопасности Стивом Дэдли и Кондолизой Райс, младшим секретарем по международным делам Госдепа, сенатором-республиканцем, выступить по CNN и даже поучаствовать в работе комиссии Конгресса по вопросам развития демократии в России (организована в октябре прошлого года). «На Западе считают, что за последние 4 года Россия стала демонстрировать отход от демократических ценностей», – заявила г-жа Хакамада. «А что вы расcказывали иностранцам о состоянии демократии в России?» – спросил Хакамаду немецкий телевизионщик. «В России люди очень креативны, и на Западе признают, что это наиболее образованные люди во всем мире. Так вот, я считаю, что за эти годы произошла страшная вещь – вся энергия этих людей закупорена в бутылке, а огромная, толстенная пробка –бюрократическая власть, которая пытается все контролировать», – метафорично ответила г-жа Хакамада.
Ирина Хакамада не уверена, что, займи она второе место, апрельский съезд СПС изберет ее лидером, скорее в этой роли она видит Анатолия Чубайса, к которому, как показал съезд минувший, прислушивается большинство «правых». Но «это не раскол, а финальная точка», по ее мнению. Сама же г-жа Хакамада намерена участвовать в формировании нового союза демократических сил России. Десять лет, по ее признанию, она ждала появления на политической арене «суперхаризматичного мужчины». Но «героя нет, поэтому приходится становиться национальной героиней», –скромно резюмировала г-жа Хакамада.