Posted 27 января 2004, 21:00
Published 27 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
Некоторое время назад Минобразование (МО РФ) отозвало гриф «рекомендован» с учебника «Отечественная история ХХ века» для старших классов Игоря Долуцкого. Пособие сочли политически некорректным. Заместитель министра образования Виктор Болотов даже сказал, что его вообще «нельзя показывать детям». Что же произошло на самом деле?
Злополучный учебник выдержал начиная с 1993 года семь переизданий. По мнению преподавателей истории, опрошенных «Новыми Известиями», это чуть ли не единственное неординарное и по-настоящему захватывающее произведение. Но в последнем его переиздании автор использовал цитаты из печатных выступлений Григория Явлинского и писателя Юрия Буртина. Первый предположил, что к 2001 году в России сформировалось «полицейское государство». Второй сравнил события, произошедшие после избрания президента весной 2000 года, с государственным переворотом.
«Негоже, – заявил «НИ» один из руководителей МО РФ, – снабжать учебное пособие анекдотами вроде: «Чем Брежнев отличается от королевской пешки?». А ведь еще совсем недавно, составляя отзыв на этот учебник, те же люди письменно признавали, что материал в той самой книге «о последнем десятилетии подан автором тактично».
Не будем кривить душой, все игроки на книгоиздательском поле давно поняли, что написать учебник, который устроил бы всех и вся, – задача практически неосуществимая. Поэтому спор, очевидно, идет не столько о содержании «всеобщей и обязательной» истории Отечества, сколько о чем-то другом...
«Рынок учебной литературы относится к категории сверхдоходных, – рассказывает главный редактор издательства «Педагогика-пресс» Евгений Куркин. – У нас 17 миллионов школьников, умножьте эту цифру на 100 рублей, а потом на 12 (таково число предметов в средней школе), и вам сразу все станет понятно. Плюс методические пособия, рабочие тетради, хрестоматии...». По мнению Евгения Борисовича, выдаваемые министерством разрешительные штампы на обложках школьных книг нередко стоят денег, и немалых.
Еще откровеннее высказался ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров: «Эксперты Минобразования абсолютно открыты и не защищены от нажима издательств. Известны случаи, когда издательства чуть ли не с чемоданом денег бегали, искали, какому эксперту его пристроить. Вот это и требуется искоренить! Нет, я вовсе не за цензуру. Главное предложение – учредить конкурс школьных учебников и отбирать среди победителей не более двух-трех книжек, рекомендуемых учителям».
Существует, правда, еще одна версия возникновения «исторической битвы», настойчиво гуляющая по высоким образовательным коридорам. Говорят, что всю заваруху с учебником Долуцкого устроили конкуренты издательства, выпустившего эту книгу. Что ж, если даже и так, теперь джинн из бутылки выпущен – удар по трудно добытой вариативности образования уже нанесен, и скандал набирает обороты. Дети стали невинными жертвами взрослых интриг.
И, наконец, никто из многочисленных наблюдателей не заметил главного, а именно – буквально на днях распоряжением президента Путина курировать идейное содержание учебников истории назначена Российская академия наук. Минобразование РФ отстранено от этой ответственной и, скажем прямо, весьма выгодной чиновничьей миссии.
Половина российских школьников учатся по книгам 70-х годов
В ответ на просьбу корреспондента «НИ» сообщить общий тираж учебников истории, изданных к 2003 году, ответственный сотрудник Минобразования РФ Елена Зенина выразила сомнение: «Думаю, что вам это не нужно. Зачем? Я не уверена, что мы должны давать газетам эту информацию: она может всколыхнуть издательства. Это будет скрытой формой рекламы учебников и печатавших их издательств. Не стоит сталкивать лбами издателей с министерством...». Как нам удалось выяснить, в перечне книг для школы по истории, рекомендованных и допущенных Минобразованием на текущий год, значится около 80 наименований. По оценкам главы издательства «Просвещение» Александра Кондакова, в России примерно 10 млн. школьников изучают историю. С учетом вспомогательных пособий и т.п. совокупный тираж исторических учебников намного превосходит эту цифру. Однако трудность не в том, чтобы набело переписать все учебники или напечатать их необходимым тиражом. Проблема в реальном обеспечении детей настольной литературой. По словам г-на Кондакова, за деньги бюджетов всех уровней печатается от силы 20–30% тиражей. Остальное вынуждены покупать родители, до которых книги доходят через многочисленных торговых посредников. В результате средняя обеспеченность школ новыми учебниками не превышает 20%, а реально печатаются не более 5% от потребностей. В российской глубинке немало мест, где дети учатся по книгам, изданным еще в 70-е годы.