Семь месяцев назад российская Ассоциация кризисных центров для женщин «Остановим насилие» открыла «горячую» телефонную линию. Позвонив по телефону (095) 783-92-32, можно проконсультироваться, как обезопасить себя, отправляясь на заработки за границу, что делать, если близкий человек уехал за рубеж «по контракту» и пропал. «Удивительно, но родственникам чаще всего известно лишь название страны, куда уехал работать их близкий человек, – говорит руководитель правовой программы ассоциации Александра Карева. – У них на руках не остается ни копии трудового договора, ни копии загранпаспорта. Они понятия не имеют даже о названии фирмы, «вызвавшей» к себе на работу…»
Тревогу в середине 90-х забили именно общественные организации. Они первыми уловили, что речь идет не о единичных случаях пропажи, а о хорошо отлаженной системе поставок живого «товара» на Запад. Причем не обязательно в сеть «секс-индустрии». В зависимость от работодателя можно попасть, занимаясь, скажем, уходом за пожилым человеком. Попробуй выберись из коттеджа в глухой итальянской деревне, если тебя держат взаперти и все время угрожают физической расправой!
То, что продажа россиян в рабство приобрела угрожающие масштабы, власти осознали не так давно. Не случайно статья в Уголовном кодексе, карающая за торговлю людьми (включая вербовку, перевозку, укрывательство), появилась в российском Уголовном кодексе лишь… полтора месяца назад. «Выявить торговлю людьми непросто, – отмечает Александра Карева, – ведь через границу никто никого силком не тащит. Технология этого криминального бизнеса с годами почти не меняется. Люди выезжают чаще всего по туристическим визам. По приезде на место у них забирают паспорта, а потом заставляют работать против воли. В кабалу могут попасть даже студенты, выезжающие по обучающим программам, если связались с нечистой на руку фирмой».
Наивность и доверчивость наших людей, мечтающих поймать птицу счастья в чужой стране, по-видимому, неизлечимы. Число обманутых с годами не уменьшается. «Приглашенные» подписывают какие-то договора на иностранном языке, не удосуживаясь найти переводчика. Охотно верят, что рабочая виза выдается «по прибытии в страну». Отдают малознакомым людям свои документы «для оформления на работу». И так далее и тому подобное.
Специалисты «горячей» информационной линии, занимающиеся проблемой торговли людьми, рассказывают, что их абоненты, звонящие, кстати, из разных уголков России, очень удивляются, когда узнают, что у собравшихся работать за рубежом должно быть как минимум два контракта: один – с организацией-посредником о трудоустройстве и второй – с самим работодателем. И никак не могут взять в толк, что для любой западной компании очень непросто получить в своей стране разрешение на найм рабочей силы из-за рубежа. Необходимо ведь убедить чиновников, что внутри страны таких специалистов нет, а поэтому требуются иностранные «кадры».