Энциклопедия антиподов

20 января 2004, 00:00
Первый (и последний на сегодняшний день) фестиваль австралийского кино проводился три года назад для узкого круга киноманов. Нынешний фестиваль, который открывается сегодня, продлится девять дней. За это время москвичи увидят 12 картин, снятых за последнюю пару лет на континенте кенгуру и сумчатых медведей.

Большинство привезенных в Москву картин у себя на родине было отмечено национальными премиями: наградами Австралийского киноинститута, призами австралийских критиков и даже собственным австралийским «Оскаром».

Большинство россиян не то что о премиях, но о существовании самого австралийского кино никогда не слышали. Некоторые помнят, что почти двадцать лет назад в Советском Союзе с успехом крутили экзотического «Крокодила Данди». А редкие австралийские ленты, выходящие в наш прокат (вроде появившегося на экранах в конце прошлого года фильма «Братья-соперники»), большинство зрителей по инерции (как и «Данди») считают американскими.

Некоторые представители австралийского кино и вправду немногим отличаются от своих собратьев из США. Молодежные комедии (такие, как «Без купюр» из нынешней фестивальной программы) – они и в Австралии молодежные комедии. И никакая изолированность континентов законы жанра поколебать не может.

Более специфические фильмы – об аборигенах, например, – в широкий российский прокат, конечно, не выйдут, а потому единственная возможность познакомиться с ними предоставляется москвичам на открывшемся фестивале. Самая экзотическая лента из привезенных в Москву – «Клетка для кроликов». Три девочки из племени аборигенов попадают в плен к «цивилизованным» мужчинам. Им не по душе превратиться в покорных служанок, и они совершают побег. Впрочем, этот фильм вовсе не первобытный – как и в Голливуде австралийцы придают большое внимание освещению, качеству съемок и драматургии. Так что с «Клубом кинопутешественников» эту ленту не спутаешь.

Поднимается на фестивале и тема конфликта между людьми, воспитанными на разных континентах. Яркий пример тому – «Японская история». В этой ленте молодой геолог Сэнди вынуждена сопровождать японского бизнесмена Хиромицу в его поездке по Австралии. Их машина застревает в песках в забытом богом уголке пустыни. Сэнди и Хиромицу спасутся, если будут действовать сообща, но они люто ненавидят друг друга. Он резок, необщителен и смотрит на женщин свысока, как многие японские мужчины. Она, на его взгляд, слишком шумная, грубая и агрессивная, как многие западные женщины. Однако, пройдя сотни миль, герои понимают, что от ненависти до любви один шаг. В фильме «Братья-соперники», который недавно вышел в прокат, любовь тоже побеждает межконтинентальные расстояния. Правда, здесь режиссеров из страны по ту сторону земного шара занесло аж в Европу. Красавица итальянка бросает свою родину, чтобы выбрать одного из двух очень непохожих австралийских братьев.

Словом, в картинах открывающегося фестиваля есть аборигены и вполне цивилизованные австралийцы, грозящие смертельной опасностью бескрайние пустыни и цивилизованные города. Но главное – есть ощущение свободы. Собранные вместе эти ленты, если и не полная энциклопедия австралийской жизни, то по крайней мере шанс для многих русских киноманов узнать хоть что-нибудь об искусстве загадочных «антиподов».

#Новости #Культура
Подпишитесь