Posted 19 января 2004, 21:00
Published 19 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
Большинство привезенных в Москву картин у себя на родине было отмечено национальными премиями: наградами Австралийского киноинститута, призами австралийских критиков и даже собственным австралийским «Оскаром».
Большинство россиян не то что о премиях, но о существовании самого австралийского кино никогда не слышали. Некоторые помнят, что почти двадцать лет назад в Советском Союзе с успехом крутили экзотического «Крокодила Данди». А редкие австралийские ленты, выходящие в наш прокат (вроде появившегося на экранах в конце прошлого года фильма «Братья-соперники»), большинство зрителей по инерции (как и «Данди») считают американскими.
Некоторые представители австралийского кино и вправду немногим отличаются от своих собратьев из США. Молодежные комедии (такие, как «Без купюр» из нынешней фестивальной программы) – они и в Австралии молодежные комедии. И никакая изолированность континентов законы жанра поколебать не может.
Более специфические фильмы – об аборигенах, например, – в широкий российский прокат, конечно, не выйдут, а потому единственная возможность познакомиться с ними предоставляется москвичам на открывшемся фестивале. Самая экзотическая лента из привезенных в Москву – «Клетка для кроликов». Три девочки из племени аборигенов попадают в плен к «цивилизованным» мужчинам. Им не по душе превратиться в покорных служанок, и они совершают побег. Впрочем, этот фильм вовсе не первобытный – как и в Голливуде австралийцы придают большое внимание освещению, качеству съемок и драматургии. Так что с «Клубом кинопутешественников» эту ленту не спутаешь.
Поднимается на фестивале и тема конфликта между людьми, воспитанными на разных континентах. Яркий пример тому – «Японская история». В этой ленте молодой геолог Сэнди вынуждена сопровождать японского бизнесмена Хиромицу в его поездке по Австралии. Их машина застревает в песках в забытом богом уголке пустыни. Сэнди и Хиромицу спасутся, если будут действовать сообща, но они люто ненавидят друг друга. Он резок, необщителен и смотрит на женщин свысока, как многие японские мужчины. Она, на его взгляд, слишком шумная, грубая и агрессивная, как многие западные женщины. Однако, пройдя сотни миль, герои понимают, что от ненависти до любви один шаг. В фильме «Братья-соперники», который недавно вышел в прокат, любовь тоже побеждает межконтинентальные расстояния. Правда, здесь режиссеров из страны по ту сторону земного шара занесло аж в Европу. Красавица итальянка бросает свою родину, чтобы выбрать одного из двух очень непохожих австралийских братьев.
Словом, в картинах открывающегося фестиваля есть аборигены и вполне цивилизованные австралийцы, грозящие смертельной опасностью бескрайние пустыни и цивилизованные города. Но главное – есть ощущение свободы. Собранные вместе эти ленты, если и не полная энциклопедия австралийской жизни, то по крайней мере шанс для многих русских киноманов узнать хоть что-нибудь об искусстве загадочных «антиподов».