С сегодняшнего дня инспектора столичной ГИБДД могут эвакуировать неправильно припаркованный или незастрахованный автомобиль на штрафстоянку. Не дожидаясь решения Минэкономразвития РФ, правительство Москвы утвердило свои тарифы на оказание этой «услуги», которые оказались гораздо выше, чем у частных компаний. Юристы говорят, что новые карательные меры незаконны и с ними необходимо бороться любыми способами.
Сейчас Минэкономразвития РФ в соответствии с постановлением правительства России «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», вступившем в силу с 1 января 2004 года, разрабатывает методические рекомендации по тарифной политике оплаты расходов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств. Однако столичное руководство уже рассчитало свои собственные тарифы и расценки и готово начать принудительную эвакуацию.
В пятницу на пресс-конференции в Москве и. о. начальника управления транспорта и связи столицы Александр Беляев сообщил, что за составление акта и «перемещение автомобиля на штрафную стоянку» владелец заплатит 1 тыс. 809 рублей, а за час стоянки – 52 рубля 70 копеек, первые три часа бесплатно. По его словам, все эти меры предусмотрены временными методиками расчета тарифов. Кроме того, Александр Беляев рассказал, что с 20 января в городе начнет действовать «горячая линия», по которой можно будет узнать о местонахождении эвакуированного на штрафную площадку автомобиля. Правда, номера этой «горячей линии» чиновник не назвал.
Зато он сказал, что в Москве существует 3–4 штрафные стоянки в каждом округе. Всего на 5 тыс. автомашин. «В случае нехватки мест на муниципальных штрафных стоянках город будет заключать договор с коммерческими структурами», – отметил Беляев. По его словам, в распоряжении ГИБДД столицы сегодня порядка 70 эвакуаторов. Однако их тоже может не хватить, и тогда «на выручку» опять придут частные структуры.
Между тем источник «Новых Известий» в ГИБДД Москвы сказал, что «в ближайший месяц за неправильную парковку машины эвакуировать не будут». «Пока что все находится в стадии разработки, – сказал наш собеседник. – Согласовываются тарифы, печатаются бланки актов приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку. Да и сами штрафстоянки еще не готовы к приему автомобилей. Еще как минимум месяц, я думаю, эвакуировать мы ничего не будем. Но, с другой стороны, уже завтра может прийти соответствующая телефонограмма, и нам придется исполнять постановление правительства».
Установленные московскими властями расценки вызывают по меньшей мере удивление. Скорее, даже возмущение. Вызов по телефону частного эвакуатора и доставление неисправной машины в любую часть столицы обойдется в 1200–1400 рублей. То есть на 400–600 рублей меньше, чем у господрядчика. В оправдание этой цифры столичные власти опубликовали на официальном сайте правительства Москвы методику расчета стоимости услуги. Однако она составлена настолько запутанно, что человеку без высшего экономического образования понять в ней ничего не удастся.
Самые жаркие споры между автовладельцами и властями могут разгореться, когда машины будут эвакуировать за неправильную парковку. Ведь до сих пор четко не определены критерии того, как автомобиль «мешает дорожному движению». «Сейчас степень помехи определяет индивидуально инспектор ГИБДД, – рассказал «НИ» пожелавший остаться неназванным сотрудник милиции. – Он же решает, эвакуировать машину или нет. В принципе это развязывает руки нечестным стражам порядка, которые могут шантажировать хозяев машин».
Юристы утверждают, что принятое постановление во многих своих частях незаконно.
«Во-первых, в примечании к ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) четко сказано, что за нарушение правил стоянки и остановки эвакуация категорически запрещена, – заявил «НИ» адвокат Леонид Ольшанский. – Поэтому формулировки, которые приведены в постановлении («машина перемещается, транспортируется другой машиной»), – это уловка, чтобы нарушить кодекс. Статья 12.36 КоАП РФ идет еще дальше. Она говорит о том, что эвакуация вообще запрещена, и за сам факт применения эвакуатора назначается штраф в размере 20 МРОТ для чиновника или милиционера с обязательной конфискацией самого эвакуатора. Ст. 27.13 кодекса говорит, что можно задерживать транспортное средство, когда водитель пьян, забыл права. Однако там же сказано, что вернуть средство нужно, когда причина задержания исчерпана. То есть если был пьян, то проспался, или если забыл права, то привез их. Отдавать машину со стоянки должны бесплатно.
Кроме того, автолюбителей заставят платить штраф еще и за неправильную парковку. А это незаконно. Во-первых, существует презумпция невиновности, мы не знаем, кто поставил машину, хозяин или кто-то другой. Во-вторых, штраф можно уплатить в течение 30 суток, а не за одну минуту, поэтому ГАИ обязана выдавать разрешение на вывоз машины со спецстоянки без уплаты штрафа. К тому же,в ст. 27.13 КоАП говорится, что порядок оплаты устанавливает правительство России, а в постановлении написано, что тарифы может устанавливать местное правительство. По моему мнению, все принятые и готовящиеся репрессии против автовладельцев инспирирует вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев. Когда он был губернатором Санкт-Петербурга, именно под его началом процветала эвакуаторно-парковочная мафия».
«Новые Известия» намерены и впредь следить за развитием ситуации и по возможности помогать пострадавшим от принудительной эвакуации автовладельцам.
За что могут отправить машину на штрафстоянку: – если нет предусмотренных ПДД документов, в том числе полиса обязательного страхования; – если водитель пьян и отказывается от медицинского освидетельствования; – если имеются неисправности, при которых запрещена эксплуатация; – если нарушены правила стоянки и остановки транспортных средств. |
Примечание к ст. 12.19 КоАП РФ: В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом. |