Posted 18 января 2004, 21:00
Published 18 января 2004, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:47
Updated 8 марта 2024, 09:47
Если верить прогнозам экспертов, спрос на «черное золото» будет в течение года увеличиваться параллельно с темпами роста экономики в США. Положительную роль сыграет и факт выхода Японии и государств Европейского союза из состояния экономической рецессии. К тому же, как подчеркивают аналитики IEA, больше нефти в 2004 году станут потреблять новые экономические лидеры в лице азиатских государств, таких, как Китай и Южная Корея. Так что у членов Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) и у независимых экспортеров нет оснований для печали: их нефть пригодится, и они продолжат в 2004 году получать сверхприбыли. Аналитики IEA прогнозируют рост базового уровня спроса на нефть на 2004 год до 79,6 млн. баррелей в сутки, что на 1,2 млн. баррелей больше, чем в 2003 году. При этом потребление нефти в странах ОЭСР в четвертом квартале 2003 года уже достигло рекордной цифры в 410 тыс. баррелей в сутки.
Стоит отметить, что подхлестывают спрос на «черное золото» не только «сезонные» факторы или фактор ускорения темпов роста промышленного производства в странах-импортерах. Дело еще и в том, что за «сложные» 2000–2003 годы государства, импортирующие «черное золото», изрядно израсходовали свои стратегические резервы нефти. Так, по данным IEA, суммарные промышленные запасы нефти в странах ОЭСР в ноябре
снизились на 860 тыс. баррелей в сутки, а на конец месяца они оценивались в 2,527 млрд. баррелей, что на 95 млн. баррелей ниже среднего показателя за последние 5 лет. Запасы сокращались в основном в США и Японии, причем в первой из этих двух стран резервы «усыхали» настолько быстро, что наблюдатели заговорили даже о возможности возникновения бензинового кризиса в стране. Кризис, как показали события последних месяцев 2003 года, не наступил, однако американским властям пришлось закупать нефть на мировых рынках по «грабительским», с их точки зрения, ценам в 30–35 долларов за баррель. Что вызвало нарекания в адрес ОПЕК, а заодно и независимых экспортеров, процветающих за счет «взвинчивания» нефтяных цен.
Однако, если верить данным отчета IEA, подобные упреки не совсем справедливы. ОПЕК, правда, отказался в ноябре 2003 года повысить квоты на экспорт нефти, чем вызвал настоящий шквал критики со стороны стран-импортеров. Зато на протяжении всего прошлого года государства картеля с упорством, достойным лучшего применения, нарушали решения собственной организации: так, в декабре они добывали по 26 млн. баррелей в сутки, что превышает разрешенный квотами показатель на 1,5 млн. баррелей. Наблюдателей это не удивило: по их словам, подобное поведение ОПЕК является «нормальным»: «Картель традиционно «перевыполняет» свои квоты, попытки руководства ОПЕК призвать членов организации к соблюдению дисциплины еще ни разу не увенчались успехом», – отметил аналитик ИК «АТОН» Стивен Дашевский. Так что, по итогам 2003 года, вполне может сложиться стандартная картина, при которой объемы «лишней нефти», поставленной ОПЕК на рынки, составят в среднем 1,5–2 млн. баррелей в день.
Что касается независимых экспортеров, то они чувствовали себя еще более вольготно: ведь на них не распространяется режим ограничений ОПЕК и никто не препятствует им поставлять на рынки столько нефти, сколько они считают необходимым. Россия, которая является лидером среди независимых экспортеров, уже заявила, что в 2004 году она планирует увеличить производство «черного золота» на 10,6 млн. тонн в сутки по сравнению со среднегодовым показателем за 2003 год. Цена за баррель российской нефти марки Urals сейчас составляет 30 долларов за баррель, что превышает самые смелые надежды правительства.
Гораздо меньше довольны сложившейся ситуацией нефтяные «олигархи»: ведь правительство устами премьер-министра Михаила Касьянова уже обещало, что у экспортно-ориентированных компаний будут отбирать сверхдоходы в том случае, если мировые цены на нефть будут держаться выше отметки в 25 долларов за баррель Urals. Впрочем, последнее – пока только обещание: российские власти, судя по всему, так и не определились, сколько им следует «содрать» с нефтяников за их счастливую жизнь.