Posted 15 января 2004, 21:00
Published 15 января 2004, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:47
Updated 8 марта 2024, 09:47
На первый взгляд все выглядит не так страшно. Цены на бензин выросли, но не катастрофически: в Москве, например, они за первую неделю наступившего года поднялись всего на 0,3%, а в Санкт-Петербурге не изменились. Самые высокие темпы роста стоимости горюче-смазочных материалов были зафиксированы в Кирове, где бензин подорожал на 7,7%. Зато в Воронеже этот показатель не только не поднялся, но даже немного снизился – на 0,1% по сравнению с предыдущим уровнем цен.
Тем не менее эксперты считают, что «лиха беда начало»: январь, по их мнению, может стать «ударным» месяцем в смысле роста стоимости ГСМ. Хотя бы потому, что в первую неделю нового года заметно сократился объем первичной переработки нефти: по состоянию на 4 января этот показатель составил 3447 тыс. тонн, что на 5,9% ниже предыдущего значения. Что касается производства автомобильного бензина, то оно пострадало еще сильнее и сократилось на 11,1% – до 534 тысяч тонн. Меньше стало в России и дизельного топлива: его производство сократилось на 1,5% – до 1054 тысяч тонн. В результате, как сообщил вчера Госкомстат, организации розничной торговли сократили продажи бензина на 17,2%, а «оптовики» пошли еще дальше, уменьшив продажи горючего для «железных коней» на 19,7%. При этом и те, и другие организации увеличили запасы бензина в среднем всего на 1,5%.
Многие автомобилисты уже успели лично столкнуться с нехваткой ГСМ. Наиболее значительные перебои с бензином в первую новогоднюю неделю наблюдались в Горно-Алтайске, Петропавловске-Камчатском и Владикавказе. А чаще всего отсутствовал в свободной продаже «народный» бензин марки АИ-95. Если верить наблюдателям, «бензиновый голод» в ближайшее время никуда не денется, и цены на ГСМ, скорее всего, продолжат расти до конца января. Хотя и сейчас, как считают эксперты Института финансовых исследований, бензин и другие горюче-смазочные материалы в России стоят непомерно дорого, особенно если учесть, что речь идет о стране, где до 30% населения живут за чертой бедности, и наличие автомобиля еще не свидетельствует о процветании ее владельца.
Главная причина роста, как считают эксперты, заключается вовсе не в сокращении объемов переработки нефти – это, по их мнению, временное явление, напрямую обусловленное «новогодним затишьем». Беда в том, что в последние месяцы прошлого года российские нефтяные компании активно продавали «черное золото» иностранным покупателям. Их «подхлестывало» то обстоятельство, что цены на российскую нефть марки Urals установились в середине декабря на «сказочных» уровнях – 30 долларов за баррель. В этой ситуации доходы, полученные от экспорта нефти, оказывались несопоставимыми с доходами, на которые могли бы рассчитывать компании при продаже нефтепродуктов в пределах страны. К тому же, как считают аналитики, есть и еще один фактор, который «толкает» российских нефтяников на Запад: рано или поздно на мировые товарные рынки хлынет иракская нефть, и тогда цены на «черное золото» неизбежно упадут. Так что нашим экспортерам остается только «ловить момент», и ради него стоит принести в жертву интересы российских покупателей горюче-смазочных материалов.
В этой ситуации автомобилистам остается только надеяться на то, что правительство не позволит временным «неприятностям» с бензином перерасти в полномасштабный бензиновый кризис. По мнению экспертов ИК «Ренессанс Капитал», государство сможет предотвратить развитие ситуации по пессимистичному сценарию, подняв экспортную пошлину на нефтепродукты и нефть. В этом случае компаниям-экспортерам станет просто невыгодно поставлять «черное золото» и ГСМ за рубеж, и ситуация с бензиновыми ценами нормализуется. Однако произойдет это только в том случае, если правительство сможет быстро ответить на «вызов времени».
Бензиновые кризисы в России
Август–октябрь 2003 года – бензиновый кризис разразился в Магадане. Причиной стало то, что оптовые поставщики потребовали от владельцев автозаправочных станций предоплаты. Часть заправок в городе перестала работать. На большинстве остальных 76-го и 92-го бензина не было вовсе, а АИ-95 отпускался по талонам.
Лето 2002 года – в результате бензинового кризиса потребительские цены на бензин за год выросли на 20,4% (инфляция в 2002 году составила 15,1%). В августе того же года в Москве цены на бензин подскочили примерно на 15% из-за борьбы крупнейших акционеров Московского нефтеперерабатывающего завода за контроль над предприятием. В ходе конфликта одна из сторон – НК «Сибнефть» – резко сократила поставки нефти на НПЗ, что вызвало резкое недовольство московских властей.
Апрель 2001 года – в Воронеже прекратили работу около 200 АЗС в знак протеста против увеличения налоговых ставок для них. Моментально возникший дефицит топлива парализовал работу транспорта города.
Ноябрь 2000 года – резко подорожал – с 11–12 до 18 рублей – и почти совсем исчез бензин марки АИ-93 на Сахалине. Власти обвинили торговцев бензином в ценовом сговоре. Те оправдывали свои действия ростом цен у поставщиков и увеличением транспортных расходов.
Весна–лето 1999 года – резко подскочили цены на бензин и горюче-смазочные материалы по всей стране. В Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело о ценовом сговоре нефтяных трейдеров с целью «взвинчивания» цен на ГСМ. Дело было доведено до суда, и с виновных взыскана незаконно полученная прибыль.