Posted 14 января 2004, 21:00
Published 14 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Новогодним «подарком» для турок-месхетинцев – отца и сына Мурадовых, проживающих на хуторе Свет, близ станицы Варениковской, стало постановление Анапского районного суда о депортации их за пределы района. Сейчас Мурадовы пытаются оспорить в краевом суде это решение, однако это им вряд ли удастся.
Сосланные в 1944 году Сталиным из южных районов Грузии в Среднюю Азию, турки, в отличие от других репрессированных народов, не смогли вернуться на родину. Когда в 1989 году в Узбекистане вспыхнули погромы, многие из них устремились на Кубань, покупая дома в Крымском районе у крымских татар, которые засобирались на историческую родину. Дома, кстати, зачастую оформлялись без надлежащих документов, это и сыграло свою роль в том, что турок отказывались прописывать, ссылаясь на неправильно оформленные бумаги.
Дальше – развал СССР, категорическое нежелание Грузии принять месхетинцев, возрождение казачества. Сейчас в Краснодарском крае живет примерно 13 тысяч турок-месхетинцев. Большинство из них не прописаны, так как не имеют российского гражданства, власти лишают их арендованной земли, выдавливают с рынков, обрекая на нищету, ограничивают возможности получить образование и медицинскую помощь, ссылаясь на то, что это – незаконные мигранты. Милиция и казачьи дружины регулярно устраивают проверки паспортного режима, в ходе которых оскорбляют, а то и избивают турок. Было даже несколько погромов, в ходе которых только чудом не произошло убийств.
Особенно давление усилилось в последнее время, после громких антитурецких заявлений губернатора Александра Ткачева. В местной прессе стали публиковаться статьи, в которых заявлялось (правда, без указания конкретных фактов), что месхетинцы сотрудничают с турецкой разведкой. Турок сравнивали с «пятой колонной», готовой «ударить» кому-то «в спину», часто сравнивали Кубань с Косовом.
В конце прошлого года в Краснодарский край приезжала большая комиссия, в составе которой, помимо российских чиновников, входили представители ООН, ОБСЕ, Совета Европы и работники посольства США. Внимательно изучив обстановку на местах, высокие гости были потрясены речью атамана Ивана Безуглого, который заявил о неизбежности «этнической чистки», которую он и его хлопцы готовы провести в любой момент. По всей видимости, находясь под впечатлением от этой зажигательной речи, Тимоти Ричардсон, координатор по вопросам беженцев посольства США, что-то невнятно произнес о предоставления части турок возможности уехать в Америку. Комиссия, закончив свое пребывание на Кубани дегустацией кубанских вин, отправилась восвояси.
А местная пресса стала обсуждать детали переезда турок. По всей видимости, заголовки местных газет типа «Потомки янычар пакуют чемоданы» или «Еду-еду-еду, я в Америку приеду» вдохновили губернатора Ткачева на публичное выступление, где он, говоря о грядущем отбытии турок в США, обещал помочь чем только может.
Напряжение нарастало, поговаривали, что в Крымском районе появились даже «лжетурки», желающие укатить в Штаты. Соседи месхетинцев поздравляли их с грядущей эмиграцией, заодно прицениваясь к домам. И вдруг как ушат холодной воды – заявление американцев, что пока речь идет только о сборе информации, а не о каких-то реальных шагах.
Что касается прародины, Грузии, то незадолго до «розовой революции» Кубань посетил таинственный старший лейтенант казачьих войск Грузии (!) господин Берадзе, кем-то, по его словам, «уполномоченный». Грузинский брат-казак встретился с атаманом Безуглым, всячески его восхвалял и просил турок гнать куда угодно, только не в сторону его солнечного отечества.
Таким образом, в настоящий момент турки-месхетинцы остаются на Кубани в том же незавидном положении, со старыми советскими паспортами, без гражданства, прописки и вообще без каких-либо прав.