Posted 12 января 2004, 21:00
Published 12 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Когда говорят о торжественном вручении премий, тем более театральных, подразумевают накал страстей, интриги, конкурентную борьбу, искусственно продолжаемую вплоть до вскрытия конверта, неестественные улыбки проигравших и долгие пересуды несогласных. Бывает и по-другому. Победа без соревнований, в которой нет побежденных, но есть участники, искренние аплодисменты публики и громкое: «Браво». А над всем этим высится фигура Станиславского, беззвучно, но оттого еще более явно произносящего: «Верю!».
Было так и 9 декабря. Известные режиссеры, актеры и критики собрались вместе на церемонии награждения лауреатов премии Станиславского, чтобы отметить лучшие работы своих коллег в 2002 –2003 гг. Среди лауреатов прошлых лет – Анатолий Васильев, Марк Захаров, Лев Додин, Петр Фоменко, Олег Табаков, Роберт Стуруа, Евгений Миронов, Людмила Максакова, Инна Чурикова, Наталья Гундарева и их не менее именитые коллеги. Название спектаклей и ролей, которые были отмечены наградами, – лишь штрих в их и без того насыщенной творческими победами биографии.
То же можно сказать и о лауреатах этого года. Премия «За вклад в развитие мирового театрального искусства» присуждена Юрию Любимову. Критики прочили эту награду ему еще в прошлом году, аккурат к 85-летию. Однако жюри рассудило иначе, премировав руководителя знаменитой «Таганки» в год, когда театр отмечает 40-й сезон. Премией «За вклад в русское театральное искусство» наградили Михаила Ульянова. Еще один любимец публики, Александр Абдулов, был назван жюри исполнителем лучшей мужской роли в спектакле «Плач Палача» Марка Захарова. Премию в этой же номинации получил и питерский актер Игорь Иванов, блестяще сыгравший профессора Серебрякова в «Дяде Ване» Льва Додина.
В Северную столицу, кстати, уехал и приз «За театральную педагогику». В этой номинации победил Валерий Галендеев, «речевик», одаривший голосом буквально всех додинских актеров. Награды за лучшее исполнение женских ролей достались Чулпан Хаматовой и Инге Оболдиной. Чулпан покорила жюри образом лопоухого мальчугана в спектакле Нины Чусовой «Мамапапасынсобака», а Инга – новым прочтением роли Вари в «Вишневом саде» Эймунтаса Някрошюса.
Премия Станиславского «За лучшую режиссерскую работу» досталась Дмитрию Чернякову. Молодому режиссеру доверили главные театральные сцены – Большой («Похождение повесы») и Мариинку («Сказание о невидимом граде Китеже»). Он справился, да так, что даже критика заговорила: ему удалось вернуть на оперную сцену психологизм и художественность драматического театра.
Победителем в номинации «Театральное дело» стал Олег Лоевский из Екатеринбурга – Дон Кихот провинциального театра, вот уже более десяти лет по крупицам собирающий уникальные работы для своего фестиваля «Реальный театр».
Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в следующем году имена лауреатов не повторятся. Премию Станиславского (почетный знак с изображением чайки, факсимиле режиссера и денежный приз в размере 3 тысяч долларов) получить можно только один раз. Таковы правила.