Posted 12 января 2004, 21:00
Published 12 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Более странных гастролей Большой театр не помнит со дня своего основания. Были более пышные, более громкие, более скандальные, но таких необычных не было никогда. Эти тринадцать вечеров на сцене Гранд-опера готовились лет пять.
Долго россияне запрещали вывозить из страны балет «Дочь фараона» Пьера Лакотта, который требовали французы. Затем французские импресарио ждали, когда в ГАБТе в очередной раз сменится власть. Потом – присматривались к новому руководству... Но кому могло прийти в голову, что буквально накануне выезда в Париж весь график спектаклей полетит в тартарары. Такое может случиться только в России. Кажется, сама судьба распорядилась так, чтобы в Париж отправились только молодые, малоизвестные даже у себя на родине артисты.
Премьер театра Николай Цискаридзе, которому 31 декабря исполнилось ровно 30 лет, буквально за месяц до гастролей серьезно повредил ногу и не смог танцевать. Из-за него не повезли в Париж целый спектакль «Пиковая дама», где он играл Германна, а великолепная Илзе Лиепа (которая немногим старше Николая) – графиню. Недолго думая, французским импресарио дирекция ГАБТа предложила взамен новый балет Алексея Ратманского «Светлый ручей». Что оставалось делать парижанам?! В конце концов, в Москве спектакль прошел «на ура». Советский китч в сочетании с современной европейской хореографией и блестящим интернациональным юмором был встречен даже критикой благосклонно. Ни для кого не секрет, что остальные московские и петербургские спектакли Ратманского зарубежным импресарио до сих пор не удавалось продать. Во всяком случае, все попытки Валерия Гергиева включить «Золушку» или «Поцелуй феи» в график американского турне балета Мариинского театра терпели фиаско. Ему отвечали: «Публика знает ваш театр, но не знает имя этого хореографа. Зал будет пуст». С московскими гастролями ГАБТа так не получится – все билеты были раскуплены за три месяца до начала, а балет заменен в афишах примерно за месяц. Парижским балетоманам просто некуда деваться. Таким образом, Франция наконец-то познакомится с новым российским хореографом, а заодно и с новым худруком балета Большого театра, ведь с последним ударом новогодних курантов Алексей Ратманский превратился из солиста Датского королевского балета в худрука балета Большого.
Танцовщик-корифей, звезда балета Большого и, кстати, соперник травмированного Цискаридзе, Сергей Филин также остался за бортом гастролей. Он сошел с дистанции всего за неделю до поездки – заболел гриппом. Его в балете «Светлый ручей» заменят молодым артистом, а может, эту роль станцует и сам Ратманский. А если еще вспомнить, что после интриг и долгих судебных дрязг скандально известную на Западе Анастасию Волочкову не взяли в поездку, то станет окончательно понятно, что славу российского балета в Париже предстоит защищать совсем молодым и почти неизвестным Европе звездам, таким, как Мария Александрова и Светлана Захарова. Последнюю, кстати, парижская пресса уже превознесла до небес после нескольких «Лебединых озер». Теперь французские балетоманы ждут ее появления в самом дорогом российском балете Пьера Лакотта «Дочь фараона». «Светлый ручей» оставлен парижанам «на сладкое».