Posted 12 января 2004, 21:00

Published 12 января 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Тринадцать вечеров

12 января 2004, 21:00
В эти дни в Париже проходят гастроли Большого театра. Мировой столице искусств россияне представляют свои новые балеты, новых балерин и нового балетмейстера.

Более странных гастролей Большой театр не помнит со дня своего основания. Были более пышные, более громкие, более скандальные, но таких необычных не было никогда. Эти тринадцать вечеров на сцене Гранд-опера готовились лет пять.

Долго россияне запрещали вывозить из страны балет «Дочь фараона» Пьера Лакотта, который требовали французы. Затем французские импресарио ждали, когда в ГАБТе в очередной раз сменится власть. Потом – присматривались к новому руководству... Но кому могло прийти в голову, что буквально накануне выезда в Париж весь график спектаклей полетит в тартарары. Такое может случиться только в России. Кажется, сама судьба распорядилась так, чтобы в Париж отправились только молодые, малоизвестные даже у себя на родине артисты.

Премьер театра Николай Цискаридзе, которому 31 декабря исполнилось ровно 30 лет, буквально за месяц до гастролей серьезно повредил ногу и не смог танцевать. Из-за него не повезли в Париж целый спектакль «Пиковая дама», где он играл Германна, а великолепная Илзе Лиепа (которая немногим старше Николая) – графиню. Недолго думая, французским импресарио дирекция ГАБТа предложила взамен новый балет Алексея Ратманского «Светлый ручей». Что оставалось делать парижанам?! В конце концов, в Москве спектакль прошел «на ура». Советский китч в сочетании с современной европейской хореографией и блестящим интернациональным юмором был встречен даже критикой благосклонно. Ни для кого не секрет, что остальные московские и петербургские спектакли Ратманского зарубежным импресарио до сих пор не удавалось продать. Во всяком случае, все попытки Валерия Гергиева включить «Золушку» или «Поцелуй феи» в график американского турне балета Мариинского театра терпели фиаско. Ему отвечали: «Публика знает ваш театр, но не знает имя этого хореографа. Зал будет пуст». С московскими гастролями ГАБТа так не получится – все билеты были раскуплены за три месяца до начала, а балет заменен в афишах примерно за месяц. Парижским балетоманам просто некуда деваться. Таким образом, Франция наконец-то познакомится с новым российским хореографом, а заодно и с новым худруком балета Большого театра, ведь с последним ударом новогодних курантов Алексей Ратманский превратился из солиста Датского королевского балета в худрука балета Большого.

Танцовщик-корифей, звезда балета Большого и, кстати, соперник травмированного Цискаридзе, Сергей Филин также остался за бортом гастролей. Он сошел с дистанции всего за неделю до поездки – заболел гриппом. Его в балете «Светлый ручей» заменят молодым артистом, а может, эту роль станцует и сам Ратманский. А если еще вспомнить, что после интриг и долгих судебных дрязг скандально известную на Западе Анастасию Волочкову не взяли в поездку, то станет окончательно понятно, что славу российского балета в Париже предстоит защищать совсем молодым и почти неизвестным Европе звездам, таким, как Мария Александрова и Светлана Захарова. Последнюю, кстати, парижская пресса уже превознесла до небес после нескольких «Лебединых озер». Теперь французские балетоманы ждут ее появления в самом дорогом российском балете Пьера Лакотта «Дочь фараона». «Светлый ручей» оставлен парижанам «на сладкое».

Подпишитесь