Алексей СИМОНОВ

13 января 2004, 00:00
Торжество самоцензуры

Сегодня День российской печати, а вчера Фонд защиты гласности подвел итоги мониторинга за прошлый год. В целом можно сказать, что ситуация стабильная, примерно такая же, как в 2002 году. Погибли 20 журналистов, в 2002-м – 19, случаев нападений на журналистов и редакции мы зафиксировали 120 против 99 годом ранее. Зато фактов цензуры отмечено 12 по сравнению с 20 в 2002 году, случаев уголовного преследования – 34 против 40, отключений от эфира – 24 по сравнению с 40 годом ранее. Но эта стабилизация не является признаком благополучия, она возникла прежде всего за счет самоцензуры. Стремясь избежать преследований, средства массовой информации сознательно снижали свою конфликтность, остроту своей аналитической и расследовательской деятельности. Тем самым они все меньше выполняют свою общественную обязанность. Ситуация стабилизировалась за счет свободы слова, таков наш главный вывод.

В минувшем году Фонд защиты гласности попытался получить для своего ежеквартального журнала «Взгляд» статью о цензуре на центральных телеканалах. Сначала мои собеседники в азарте разговора утверждали, что, безусловно, готовы эту статью написать. При следующей беседе речь шла о том, можно ли написать эту статью анонимно. Закончилось дело признанием, что «рисковать не хочется». И статья так и не была написана.

Информационную безопасность можно обеспечить двумя способами. Первый – это знать все, быть максимально информированным обо всех опасностях и проблемах сегодняшней жизни. Второй – это находиться в информационном коконе и не знать практически ничего. Так было в советское время, когда сведения о происходящих реально событиях к нам либо не поступали вообще, либо поступали в форме сообщений об отдельно взятом нетипичном случае в отдельно взятом нетипичном регионе. И главными врагами общества становились управдомы и мелкой руки чиновники. Этим может закончиться и объявленный президентом поход против коррупции. Потому что без свободной прессы бороться с коррупцией общество не способно. Можно объявить какой угодно крестовый поход, но люди не смогут узнать, что реально проделали крестоносцы из того, что было объявлено ими сделанным. Как говорил Наполеон в знаменитом анекдоте: «Если бы у меня была газета «Правда», Франция до сих пор не узнала бы о поражении при Ватерлоо».

Прошедшие выборы показали, что народ желает сильной руки. А сильная рука по своей природе противостоит свободе информации. Потому что сильная рука – это официально сообщенные планы, которые в обязательном порядке должны быть выполнены. А, например, обещанное удвоение ВВП если и будет осуществлено, то только за счет информационного ресурса, а не благодаря реальному увеличению народных доходов. Но народ и не рвется знать правду. В результате люди получат то, что заслужили своей пассивностью и отсутствием интереса к объективной информации.

Автор – председатель Фонда защиты гласности.

#Общество #Новости
Подпишитесь