Итогом итогов исходящего года стало укрепление нашей демократии в сторону полного единодушия и единомыслия. До уровня, которого не мог вообразить себе и Козьма Прутков.
Власть настолько сама себя усилила, что сама себя и испугалась. Даже Юрий Лужков, один из главных строителей и закоперщиков «Единой России», понял, что из Думы получилась птица-калека с жирным тяжелым телом и общипанным левым крылом, но без правого. И, не будучи орнитологом, прозорливо заметил, что однокрылая птица летать не сможет. Да, по законам аэродинамики не сможет. А по некоторым другим еще как сумеет. Она летала так семьдесят лет, пока не грянулась оземь. И казалось, вроде расшиблась насмерть, ан нет, возрождается из праха, как птица Феникс. За птичьей аллегорией стоит наша причудливая политическая реальность, в которой на выборах победили четыре политические партии, выросшие из одной. Я вряд ли ошибусь, если предположу, что подавляющее большинство членов партий-победительниц, а также одномандатники старше лет тридцати состояли в КПСС и душевно в ней же остались.
Меня, я об этом уже писал, итоги выборов не удивили. Но немного шокировала наша творческая, так сказать, интеллигенция, большой толпой ввалившись в партию побеждающего бюрократо-социал-капитализма. Музыканты, певцы, художники, скульпторы, актеры и режиссеры ломились в эту партию активно и дружно, напоминая героев пьесы Эжена Ионеско «Носороги». Некоторые комментаторы, кажется, до сих пор пребывают в смятении. Этого, мол, никогда не было, чтобы интеллигенция шла в услужение власти. Как же, не было! А советской власти разве не услужали деятели всех искусств? Из одних только писателей можно составить длинный впечатляющий мартиролог: Горький, Бедный, Маяковский, Шолохов, Фадеев, Федин, кого вам назвать еще? Тех, что уклонялись от услужения сознательно и принципиально, можно было сосчитать по пальцам. Так что чему удивляться. Власть желает употреблять для своих надобностей интеллигенцию, интеллигенция желает употребляться, за что награждаема бывает благосклонностью начальства, а то и орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. Слыша, что награда нашла очередного героя, я думаю, а к чему относится четвертая степень: к заслугам или к Отечеству? Заслуги, я думал раньше, бывают только первой степени, иначе они вообще не заслуги.
А что касается Отечества, то это кому как. О степени отношения его к гражданину и гражданина к нему следует судить не по словам и самоидентификации: я, мол, патриот. Если уж относиться к этому определению серьезно, то надо бы все-таки какой-то сертификат выдавать на право пользования этим званием. Я лично сертификат выдавал бы только тому, кто служит Отечеству за зарплату и не берет ничего лишнего. А если защищает политику государства и ведомые им военные действия, сам должен в этих действиях лично участвовать или послать на них своего сына. Всех же других, всуе называющих себя патриотами, я бы считал самозванцами, достойными привлечения к административной ответственности. Но проявил бы снисхождение к товарищу Шандыбину, учитывая его пролетарское происхождение. Правду сказать, мне его жалко. Доктору рабочих наук так понравилось пребывание у власти и он так верил в свою нужность народу, что ради дальнейшего служения оному даже заложил собственную квартиру. И теперь что же, бомжует? Но свято место пусто не бывает. Ушел из Думы рядовой Василий Иванович, вернулся туда генерал Альберт Михайлович, чем удивил многих, и меня в том числе. Я вот все думаю, никак не могу поверить: неужели в одном отдельно взятом округе нашлось восемьдесят тысяч человек, отдавших свои голоса за столь однозначную личность.
А генерал, не успев расположиться в Думе, уже метит в президенты. Хотя куда, зачем и с какой надеждой? Какой бы степени наше Отечество ни было, а все же до того, чтобы усадить в президентское кресло этого вояку, я думаю, оно еще не дошло.
Вообще же президентские выборы ожидаются еще смешнее прошедших, думских. Кто в них включается и с какой целью? Ну, допустим, Иван Рыбкин надеется с помощью Березовского урвать какой-то процент и кому-то что-то (кому? что?) противопоставить. Но вряд ли можно поверить в серьезность амбиций гробовых дел мастера, а еще меньше Сергея Миронова, который от Партии жизни. Неужто, пришла мне в голову нелепая мысль, он готов изобразить из себя настоящего соперника? Способного выйти на дебаты и подвергнуть президента зубодробительной критике, как и полагается в таких случаях, со всеми преувеличениями и перехлестами. Но тут я же прочел в Интернете, что, оказывается, сам Миронов (цитирую) «… и все члены его Партии жизни желают победы исключительно Владимиру Путину». Такого рода предвыборного единоборства, по-моему, еще не знала история. Это настолько очевидная насмешка (без юмора) над основными принципами демократии, что подобного претендента на высший пост стоило бы немедленно лишить права участвовать в выборном процессе и вообще заниматься политикой за очевидное покушение на бессмысленную растрату выделяемых ЦИК народных средств. На фоне такого претендента на престол даже выдвинувшая себя в двуголовые президенты группа «Тату» выглядит серьезнее.
Между тем очевидная предрешенность победы главного кандидата может стать причиной его поражения. Уверенность в том, что Путин победит всех с сокрушительным перевесом, может расхолодить его сторонников и их стихийный неприход на выборы в расчете на то, что и так обойдется, может превзойти результаты предлагаемого бойкота.
Впрочем, любой неприход к провалу выборов не приведет: пятидесятипроцентная явка или состоится, или ее «нарисуют». Но если не состоится и не нарисуют, тогда ситуация станет просто опасной. У армии, ФСБ и прочих сил, стоящих за Путиным, возникнет сильный и, возможно, неодолимый соблазн оставить его у власти любой ценой. И тогда Конституция может быть просто проигнорирована, чему наше нынешнее общество (это не 1991 год) действенного сопротивления не окажет. Поэтому (я никого ни к чему не призываю и сам не знаю, как поступлю) пусть уж лучше выборы состоятся и пусть он на них победит. Тогда придется поверить ему на слово (а не хочешь, не верь), что Основной закон страны он не нарушит, не переделает под себя и в 2008 году, вопреки всяким альтернативным прогнозам (моему, в частности), с почетом уйдет на заслуженный отдых. И будучи еще нестарым человеком, займется выращиванием роз, или лабрадорских щенков, или игрой на саксофоне, как Билл Клинтон, или столярным делом, как Джимми Картер, или писанием мемуаров, как все. А если при этом в последнее четырехлетие своего президентства он активно поспособствует созданию гражданского общества и развитию не управляемой, а обыкновенной демократии с честными выборами, действительным разделением властей, независимым судом, свободной прессой и так далее, тогда («эх, эх, придет ли времечко? Приди, приди желанное…». Н. А. Некрасов), можно будет сказать, что Россия стала или реально становится страной нормальной, цивилизованной, пригодной для жизни Отечеством первой степени.
Ну, а пока я хотел бы поздравить читателей с наступающим Новым годом и напомнить им, что, помимо политики и связанных с ней переживаний, есть на земле всякие другие радости и печали. Светит солнце, идут дожди, текут реки, растут деревья, скрипит снег, люди рождаются, развиваются, влюбляются, делают открытия, пишут стихи, и почти при любом строе, кроме самого ужасного, могут строить свою судьбу в соответствии со своими представлениями о правде, чести, совести и добре.