Posted 21 декабря 2003, 21:00
Published 21 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
«Мне кажется, что принцип привлечения министров из числа политиков и неудавшихся профессионалов – неправильный. Он привел бы к тяжелым последствиям для России», – заявил, в частности, г-н Садовничий. Ректор МГУ привел примеры стран, где министрами автоматически становятся члены победившей на выборах партии, и добавил: «Думаю, это должен быть профессионал, выросший из академической среды».
Первый вопрос, который приходит в голову: насколько корректно обсуждать кандидатуру преемника действующего министра, пока тот не сложил полномочий? Впрочем, отставка Владимира Филиппова после зловещего пожара в общежитии РУДН, унесшего жизни более 40 студентов, представлялась многим неизбежной и без рекомендаций г-на Садовничего. Аналитики в кругах, близких к РАН, считают, что в «эпоху Филиппова» его чиновники получили неслыханные полномочия: сами инициируют дорогостоящие проекты, сами их осуществляют и сами оценивают результаты.
Но кто же займет место г-на Филиппова, если отставка состоится? Среди вероятных преемников звучат имена ректора Санкт-Петербургского госуниверситета Людмилы Вербицкой, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, первого замминистра образования Виктора Болотова и, наконец, вице-президента РАН Валерия Козлова. Между тем, по мнению профессора МГУ Александра Асмолова, «любой новый лидер, который будет вариться в своем профессиональном котле, проиграет. Главное в образовании России сегодня школа, а не вузы: не надо путать Министерство образования с Министерством ВЫСШЕГО образования!»
«Оптимальным вариантом стал бы приход лица, никак не повязанного с образовательной индустрией, – считает ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – То есть лица независимого ни от академической среды, ни от Союза ректоров, ни тем более от региональных интересов».
Бывший вице-премьер правительства Евгений Сабуров считает лучшим вариантом оставить все как есть: «Ничего сенсационного ректор МГУ не сказал. В министры образования всегда, за редким исключением, подбирались бывшие ректоры вузов. Но у вузов, тем паче элитных, – далекие от нужд образования проблемы. В этом смысле я бы не удивился, если бы лидером образования назначили директора какой-нибудь добротной средней школы. Может, это было бы даже полезнее. Что же касается полемики между Филипповым и Садовничим, то история образования России всегда являла собой противостояние ректора МГУ и главы министерства».