Posted 17 декабря 2003, 21:00
Published 17 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
Каждый год в нашу страну прибывают 6–7 млн. мигрантов. Кроме того, по оценке заместителя начальника Федеральной миграционной службы МВД РВ Михаила Кравченко, до 2 млн. человек, в основном из стран СНГ, едут в Россию на заработки нелегально. С одной стороны, самолюбие рядового россиянина не может не тешить мысль: раз едут, значит, мы живем лучше, чем в тех странах, откуда приехали чужеземцы. С другой, гастарбайтеры – это усиление конкуренции на рынке труда, осложнение криминогенной обстановки, особенно в крупных городах. А если судить по столичным рынкам, еще и практически полное вытеснение торговцев, представляющих коренное население, более напористыми приезжими коммерсантами.
Тем не менее без мигрантов России уже не обойтись. Именно приезжие за минимальную оплату соглашаются на самые непрестижные, с точки зрения местного населения, вакансии. Особенно велик на них спрос на стройплощадках. К примеру, Свердловская область решила в 2004 году увеличить свою заявку на иностранную рабочую силу в 6 раз в связи с началом строительства крупных промышленных предприятий. Вдвое возрастет приток мигрантов-иностранцев в Саха-Якутию: там возводят новую ГЭС. В два с лишним раза по сравнению с нынешним годом увеличится число гастарбайтеров и в Волгоградской области, где мигранты займутся выращиванием арбузов. Единственные три региона, пока не изъявившие желания пригласить в будущем году к себе на работу мигрантов, – это Чечня, Ингушетия и Карякский АО.
Мигранты, как в песне, помогают нам не только строить, но и в прямом смысле слова жить: восполняя демографическую, в том числе естественную, убыль населения. Со слов г-на Зорина, доля приезжих в приросте населения за последние 12 лет составляет три четверти. Правда, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, которого «НИ» попросили прокомментировать эти цифры, уточнил: подобный «вклад» переселенцев был характерен только для середины 90-х годов. Сейчас же, по мнению ученого, мигранты компенсируют не более 10% естественной убыли населения.
Государство заинтересовано в том, чтобы мигранты проживали в России на законных основаниях, а не на правах перелетных птиц: ведь косвенные потери бюджета из-за присутствия армии «нелегалов» ежегодно составляют 1–2 млрд. долл. Но, по старой русской традиции, процесс оформления бумаг сильно забюрократизирован. И хотя чиновники всех мастей, работающие с мигрантами, уверяют, что эта процедура в России «не сложнее, чем в США или странах Западной Европы», причина присутствия большого числа «нелегалов» у нас именно в технической стороне дела.
В 2004 г. в России предусмотрено строительство нескольких центров временного размещения лиц, подлежащих депортации. По признанию г-на Кравченко, изучавшего подобный опыт в Бельгии, ежедневное содержание выдворяемого там составляет 4,5 тыс. евро. Даже если предположить, что аналогичные апартаменты в России будут скромнее и на обед отъезжающим не подадут икру и фрукты, содержание и отправка на историческую родину 1–2 млн. человек – для нас все равно непосильная ноша.