Posted 15 декабря 2003, 21:00
Published 15 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
В старые добрые времена вундеркинды все на скрипочках играли да в шахматы, а нынче целят в министры финансов или, на худой конец, в президенты крупных банков. И договориться с ними об интервью потруднее, чем с действующими политиками и бизнесменами.
Больше месяца ждали мы встречи с Ксюшей. И дождались. А о том, что двенадцатилетняя студентка отвечала на вопросы и позировала фотографу с температурой 38, мы узнали от ее мамы спустя несколько дней. Характер, как и у остальных членов семьи Лепешкиных. По словам Ксении, в день выборов они раскололись на несколько фракций: дедушка отдал свой голос за коммунистов, папа голосовал за «Единую Россию», а мама за СПС.
О вундеркиндах часто говорят, что, мол, все они послушные марионетки в руках родителей, стремящихся прославиться. Или выскочки с больной психикой, которая потом еще даст о себе знать... Ксюша Лепешкина опровергает устоявшиеся представления. Если она и вундеркинд, то это в первую очередь проявляется в ее ответственном отношении к себе и к другим.
«Прежде всего я хотела бы поблагодарить своих школьных учителей, наставников и земляков с далекого Урала, принявших самое активное участие в моей незаметной судьбе. В общем, всем спасибо!..»
Слушая Ксюшу, можно подумать, что мы на пресс-конференции лидера одной из победивших на выборах партии.
«О чем мечтаю? Ну... хочу внести свой вклад в развитие мировой экономики», – говорит Ксюша, не спуская с назойливого журналиста своих синих глаз.
Ксюша пошла в первый класс в четыре годика. Родители не стали отговаривать, поскольку дочь много читала, проглотила всю Астрид Линдгрен. Потом увлеклась детективами, пересмотрела чуть ли не все фильмы Хичкока (мама даже стала волноваться за ее здоровье). Так что в прославленную школу № 8 Магнитогорска с математическим уклоном поступила сразу. Грамотными дошколятами вообще-то сегодня вряд ли кого из педагогов удивишь. Но Ксюшины учителя удивлялись все время, что она у них училась: в шесть лет из второго класса перемахнула сразу в пятый, оттуда – в седьмой. Оглянуться не успели – школьный курс завершила в 12 лет. Благо действующее в России положение об экстернах (ребятах, занимающихся по ускоренной программе) позволяет перескакивать со ступеньки на ступеньку и покидать школу в любом возрасте – только экзамены сдавай.
С этим-то у Ксении трудностей не было. Знания схватывала на лету, задачки по математике щелкала, как орехи, в уме. Времени оставалось предостаточно и на собственные стихотворческие опыты, и на чтение Диккенса и Уэллса в оригинале. И, разумеется, на просмотр политических телепередач. Особенно нравятся ей программы «Намедни» и «Свобода слова».
«У меня сложились удивительно добрые отношения с учителями, – рассказывает Ксения. – Поэтому, когда бывало скучно сидеть дома, приходила в школу и гуляла по ней, как по городу или парку, заглядывая в каждую дверь и застревая в тех кружках и классах, где происходило что-нибудь интересное...»
За восемь лет учебы желание постигать новое не выветрилось. Интересно потому что. Ее и теперь, в академии, окружают «очень интересные, талантливые люди». Что ж, видимо, правы психологи: тяга к знаниям, любопытство к жизни, интерес к людям, знающим и умеющим больше, чем ты, – универсальный закон, природная норма для человека разумного. В этом смысле черты вундеркинда даны каждому из нас от рождения. И не то чтобы они были такими прагматичными или честолюбивыми – просто им интересно всегда. В отличие от подавляющего большинства. Потому «чудо-дети» и вызывают у этого «подавляющего большинства» подозрительность и открытую неприязнь («смерть зубрилам и выскочкам!»).
В Финансовую академию Ксюша, которую магнитогорские учителя с любовью называли Дюймовочкой, поступила так же легко, как в первый класс. Изумила видавших виды профессоров безупречным английским, эрудицией, смелостью мысли и кипой дипломов с самых престижных олимпиад. Да и специальность, избранная «магнитогорской девчонкой», тоже повод для изумления: «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения». Поначалу, конечно, на нее посматривали, как на чудо природы. Но прошло три месяца – и преподаватели, да и сокурсники общаются с Ксюшей без всяких скидок на возраст.
По словам одной из официальных наставниц Ксении Надежды Васильевны Корниенковой, маленькая студентка быстро сдружилась со всем потоком и вместе с московскими подругами ходит в кино, библиотеку, созванивается с ними по вечерам. «Коммуникабельная девочка. И, судя по промежуточным итогам аттестации, одна из лучших на курсе».
«Сколько предметов в расписании? Ой, не считала...» – смутилась всезнайка. И начинает маленькие пальцы загибать: «Аналитическая геометрия, бухгалтерский учет, экономическое природопользование, три иностранных, политология...»
Сейчас Ксюша пишет фундаментальный реферат «История развития многопартийной системы России с 1990 года». «Или что-то в этом роде, название еще не придумала», – уточняет вундерстудентка. Роется в политических журналах, ходит по столичным библиотекам, поскольку книжных фондов родной академии ей категорически не хватает.
Девочка видит три равновероятные версии развития российского общества. Первая – возвращение к тоталитаризму, как это бывало в нашей истории, вторая – уже знакомая нам многопартийная система. И, наконец, двухпартийная коалиция, как в парламенте Англии, стране, во многом близкой нам по духу.
«Вы согласны, что экономика России требует экстренной помощи?» – спрашивает у меня. Согласен, говорю. Еще как требует! Кто знает, может, окончив академию, Ксюша поможет справиться с нашими кризисами? Но вслух этого не говорю, на правах старшего советуя приналечь на спорт. Надо же как-то компенсировать сумасшедшие умственные нагрузки.
«Спасибо, что напомнили. Я мечтаю еще записаться на аэробику и в театральный кружок. Если времени хватит», – смеется Дюймовочка.