Александр КАЛЯГИН

16 декабря 2003, 00:00
В театре кризис!

«Революция завершилась. Всем спасибо», – за этот заголовок статьи о событиях в Грузии в газете «Коммерсантъ» я бы выдал премию. Звучит почти так же, как сообщает нам по трансляции наш помреж: «Спектакль закончен. Всем спасибо». Мысль о том, что политику делают великие лицедеи, вполне банальна. Но отделаться от нее невозможно, не дают. Сел дома в кресло с вопросами интервью, которые прислал мне один глянцевый журнал. Задумался, как ответить на вопрос: «Переживает ли сегодня театр кризис?», включил телевизор и попался – шла передача «Предвыборные дебаты с Савиком Шустером». Господи, конечно, кризис, если все лучшие актерские силы ушли в политику. Где сейчас на театре можно увидеть такого ранга артистов? Несут чушь, в какую поверить не сможет ни один мало- мальски здравомыслящий человек, но как убедительны, какая вера в предлагаемые обстоятельства! Позавидовать можно их темпераменту и заразительности, точному жесту и пластике. Какой показали потрясающий театральный спектакль. С хорошим темпоритмом, напряженным действием, ярко сыгранным драматическим конфликтом. Просто замечательно!

Восторг, как всегда, вызвала самая яркая звезда политического театра, наш главный потешник страны. Он уникальный кабаретный артист – таких просто нигде нет. Тексты выдает сплошь репризные и все больше про права русских. А чего стоит его лозунг «Всех иностранцев выгнать из России». Так громко и звонко сообщать многонациональной стране о столь перспективных программах, я думаю, надо каждое воскресенье в одной из популярных телепередач, скажем, «Пока все дома». Разве могут с ним сравниться другие творческие личности, которые там мелькают? Такого масштаба фигуру больше не отыскать – в позе Наполеона, Цезаря или привокзального бомжа, с оттопыренной губой, брюзжа слюной, он столько интересного наговорит, что только за голову схватишься. Правда, многие называют его хамом, конечно, хам – это его амплуа. Моего Папашу Убю, героя пьесы Жарри, которого я играю в театре Et cetera, тоже называют хамом – не нравится, что он любит всякие словечки, вроде «дерьмо» или «жопа». Некоторые слишком интеллигентные зрители даже возмущаются. Но когда звучат весьма крепкие выражения из уст «народного» любимца на всю многомиллионную аудиторию с экрана телевизора, все только подсмеиваются.

А вот другой герой работает не на такую большую аудиторию, больше на интеллигентские круги. И манеры его тоже интеллигентны, голос звучит ровно, говорит на одной интонации. Кто-то называет ее демагогической, считают, что подобно шекспировскому Гамлету много текста, но мало действий. Хотя работает тонко, на психологических нюансах. Можно сказать, в мхатовских традициях. Сдержанная манера, нет сочных красок, нет яркого внешнего рисунка, все чувства вложены в слова, которых много, действительно очень много. И текст звучит почти один и тот же вот уже в течение десяти лет. Проживает по системе Станиславского, но эффекта большого не добивается.

На политической сцене появился еще один артист, который для ностальгически настроенных граждан возрождает замечательное прошлое советского театра. Раньше его бы назвали социальным героем. Просто вижу его в ролях тех персонажей, которые занимаются таким важным и необходимым для Родины (в этом контексте слово «Родина» употреблено без кавычек) делом, как раскулачивание или экспроприация.

Есть в политическом театре и героиня. Она высокая, красивая, у нее потрясающе вибрирующий голос, эротически окрашенный, манящий и отталкивающий одновременно, а самое главное, трагический темперамент. Ей бы Медею играть или Антигону, в общем, что-нибудь из античных трагедий. А ее коллега с фразой: «Проиграно сражение, а не война», мог бы выступить в роли Вестника. Третий же член их творческого союза тянет на амплуа героя-любовника в русских водевилях. Красив, живой темперамент, быстрая реакция, умение слушать партнера, держать удар – любой театр взял бы его на первые роли.

Я мог бы восхищаться политической труппой бесконечно и одновременно вопить о кризисе театра. Ведь среди участников «Дебатов» отыскать можно было претендентов и на все другие театральные амплуа, скажем, «простаков» или «резонеров». Причем видно, что у всех у них хорошая память, отсебятины на сцене не несут, текст выдают точный и проверенный. Что единственно плохо у всех, никто не умеет работать ансамблем. Вроде бы сверхзадача у всех была единая – выступить против власти, но, вместо того чтобы играть на одной выбранной интонации, каждый тянул одеяло на себя, играл только свою роль. А как учили нас, что самое важное в театре? Взаимодействие партнеров. Только тогда и возможен и художественный, и политический результат.

Простите за плагиат, но остается сказать только одно: «Выборы завершились. Всем спасибо».

Автор – народный артист CCCР, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель театра Et cetera.

#Общество #Новости
Подпишитесь