Posted 14 декабря 2003, 21:00
Published 14 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
Впрочем, будущие члены Евросоюза уже сейчас участвовали в обсуждении на полных правах, и именно из-за бескомпромиссной позиции одного из них – Польши – переговорщики не продвинулись ни на шаг. И похоже, что все планы довести Основной закон Европы до подписания к 2005 году оказываются нереальными – из 25 государств проголосовать за этот документ готовы лишь 19. При этом все шестеро несогласных обладают правом вето, и Польша открыто грозится его применить.
Возражения поляков касаются одного из главных положений Конституции – распределения голосов в Еврокомиссии. По настоянию Франции и Германии в проект документа была включена норма, в соответствии с которой количество голосов той или иной страны в главном органе ЕС с 2009 года будет рассчитываться пропорционально численности населения. Это, по мнению авторов, позволит несколько сгладить эффект от вступления в ЕС новых членов и сохранить нынешние принципы управления структурой, т.е. верховодить по-прежнему будут самые крупные и «обитаемые» страны на континенте – Франция, Германия и Великобритания. Польша же считает, что такое положение дел не дает ей достаточных возможностей равноправно участвовать в формировании европейской политики. Они выступают за то, чтобы количество голосов у всех было одинаковым. В ответ немцы довольно прямолинейно заявляют, что такая бедная и не очень густонаселенная страна, как Польша, не имеет права рассчитывать на какое-то равенство. Однако нажим, оказанный Германией на поляков по дипломатическим каналам, успеха пока не принес.
С самого начала встречи польский президент Александр Квасьневский дал понять, что уступать не намерен. «Германия будет до последнего защищать свои интересы и свою позицию, точно так же, как Польша – свою. Я не пессимист, я – реалист и могу сказать, что сегодня нам очень сложно найти какой-нибудь компромисс», – сказал он и пригрозил применить право вето, если к его позиции не прислушаются. Эти слова вызвали скандальную реакцию канцлера ФРГ Герхарда Шредера, намекнувшего, что тогда полякам в ЕС делать нечего: «Польша не может хотеть вступить в ЕС и начать свое вступление с вето». Конечно, исключение из ЕС еще не вступившим, но уже сдавшим все документы туда полякам не грозит. Тем более что за их бескомпромиссностью стоит Великобритания, также грозившая в прошлом месяце применить право вето, если за ней не оставят полной самостоятельности в ключевых вопросах – обороны, внешней политики и налогообложения. Просто англичанам в этот раз не хотелось публично участвовать «в драке». Да и зачем, если все в Евросоюзе остается по-прежнему на неопределенный срок.
Но были на саммите и подвижки. Например, лидеры Евросоюза заговорили о возможной отмене эмбарго на поставки вооружений Китаю. Оно было введено в 1989 году после того, как китайские власти разогнали мирную демонстрацию в поддержку демократических реформ в Пекине. Рынок тут же заняла Россия. Теперь нас, видимо, хотят потеснить.
Еще одно важное решение, которое было принято, – европейские лидеры договорились создать независимую группу военного планирования. А это значит, что страны Евросоюза смогут отныне заниматься совместным проведением военных и миротворческих операций вне зависимости от НАТО.