Posted 10 декабря 2003, 21:00
Published 10 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
По уровню авторитетности с театральной Премией Станиславского сегодня может тягаться разве что национальная премия «Золотая Маска». Однако в отличие от «Маски» Премия Станиславского, по замыслу ее организаторов и основателей, дается за достижения прошлого сезона, но вручается один раз в жизни. То есть тот, кто получил ее за какую-нибудь хорошенькую «Золушку», никогда больше аналогичной премии не удостоится, даже если поставит гениальную «Медею».
Идея основателей понятна: хочется отметить премией как можно большее количество выдающихся современников. Но 10 лет назад, когда она учреждалась, казалось, что число номинантов практически неисчерпаемо. Однако прошло время, и выяснилось, что практически все отечественные режиссеры «первого ряда» оказались в числе лауреатов. И вопрос «кому давать?» в кулуарах звучит все с большим отчаянием. Понижать планку не хочется, но и отменить номинацию трудно.
На этот раз жюри, в состав которого входят Петр Фоменко, Марк Захаров, Константин Райкин, Видас Силюнас (председатель) и другие выдающиеся театральные деятели, буквально «спас» тридцатилетний режиссер Дмитрий Черняков, который не только подает надежды, но их оправдывает. Премию Станиславского ему присудили за прошлогоднюю постановку оперы «Похождения повесы» в Большом театре и за драматический спектакль «Двойное непостоянство» в новосибирском театре «Глобус» (оба спектакля, кстати, номинированы на «Золотую Маску»). Конкурентов у Чернякова в нынешнем профессиональном раскладе просто не было. Правда, на церемонию сам Дмитрий Черняков так и не приехал – за него премию получил художник по свету («Похождение повесы») Глеб Фильштинский. Что будет дальше с режиссерами и кому в будущем году придется вручать премию, неясно. Хорошо еще, что этой наградой отмечаются и актеры. Как раз с количеством значительных актерских работ у жюри проблема получилась прямо противоположная: слишком много достойных... особенно среди мужских ролей. Поэтому на этот раз решено было и за женские, и за мужские роли давать не одну премию, а целых две. В результате лауреатами среди женщин стали – Чулпан Хаматова, исполнившая роль сына в спектакле «Современника» «Мамапапасынсобака», и Инга Оболдина, сыгравшая Варю в «Вишневом саде» Эймунтаса Някрошюса. А среди мужчин премию присудили Игорю Иванову, за роль Серебрякова («Дядя Ваня» в петербургском Малом драматическом театре – Театре Европы), и Александру Абдулову (роль палача в ленкомовском спектакле «Плач палача»).
Лауреатами Премии Станиславского в этом году «За вклад в развитие мирового театрального искусства» стали патриархи мирового театра – Юрий Любимов и японский режиссер Тадаси Судзуки. Премия «За выдающийся вклад в развитие отечественного сценического искусства» присуждена легендарному Михаилу Ульянову. «За организацию театрального дела» награжден основатель екатеринбургского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский. «За вклад в развитие театральной педагогики» – «петербургский мистер Хиггинс» – Валерий Галендеев, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Звания лауреата в области театроведения удостоена Ирина Виноградская – автор знаменитого четырехтомника «К.С. Станиславский. Летопись жизни и творчества».