Posted 9 декабря 2003, 21:00
Published 9 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 02:26
Updated 8 марта, 02:26
Совет судей Российской Федерации добивается создания судейского телеканала. Благое, но небесспорное намерение. Важно, что под видом божьей росы будет течь по каналу в глаза и уши зрителей. Программа вещания обнародована председателем Совета судей господином Сидоренко и фактически сведена им к незатейливому лозунгу «Руки прочь!». «Чтобы не только критика звучала в адрес судей», – пояснил прессе свою позицию этот общественный деятель.
Собственно, органы судейского сообщества давно уже научились пропускать критику мимо ушей. Из 18563 жалоб, поступивших в квалификационные коллегии судей в прошлом году, лишь 489 обращений было рассмотрено на заседаниях, и ни одно (!) заявление не повлекло наложения взыскания на кого-либо из задрапированных мантиями волокитчиков, правонарушителей и грубиянов. Похоже, нарекания народа в адрес судей хотят затушевать телевизионными заставками и заглушить дикторскими славословиями. Хозяева правовых джунглей собираются, подобно небезызвестным киплинговским персонажам, прокричать на всю страну: «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим – значит, это правда!».
Мне доводилось видеть за рубежом много программ о судебной системе и процессах, знакомиться с опытом американского «Судебного телевидения». Никогда данные передачи не были судейским рупором. Они по сути своей – пристальный взгляд общества на правосудие: на его достижения, но также на ошибки и пороки. Это не пропаганда, а обратная связь, право на которую дают судьям налогоплательщики. Многие западные телеканалы предоставляют эфирное время судебным шоу, в ходе которых конфликты между конкретными людьми по их просьбе разрешаются способом, альтернативным принятому в рамках казенной юстиции. Эти передачи, как правило, очень динамичны, сдобрены здравым смыслом «простого человека» и искрятся житейским юмором. Надо отметить, что государственное правосудие, например в США, и само по себе абсолютно прозрачно: судебные акты публикуются, размещаются в общедоступных базах данных; каждый желающий может заказать в канцелярии заокеанского суда протокол любого открытого судебного заседания и текст всякого решения суда за плату, не превышающую стоимости копирования документов.
Не лучше ли ассигнуемые на сотрясение судьями эфира 9 млрд. наших рублей потратить на создание атмосферы прозрачности вокруг правосудия? Пока же новейшее законодательство, в особенности УПК РФ, существенно ограничивает гласность судебных заседаний и позволяет в российском «демократическом правовом» государстве зачитывать приговоры с купюрами, опуская самую обширную описательно-мотивировочную их часть; до такого безобразия даже большевики и их чекисты недодумались. Лиха беда начало! В обиход судов уже втираются и секретные приговоры, которые не только не оглашаются публично, но и не выдаются в копиях защитникам подсудимых. Известно уже по крайней мере три подобных позорных случая, имевшие место в разных регионах России.
Злые языки утверждают, что косноязычное судоговорение и составленные судьями малограмотные правовые акты нельзя показывать впечатлительным согражданам во всей простоте, то есть без ретуши, наигрыша и сочувственных комментариев. Однако мы желаем видеть российскую юстицию без грима и любить ее без подсказок – не за ловко подвешенный язык, а за повязку на добрых глазах и точные весы в твердой руке.
Автор – заслуженный юрист РСФСР, федеральный судья в отставке.