Posted 9 декабря 2003, 21:00
Published 9 декабря 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
Еще неделю назад глава Аджарии Аслан Абашидзе заявил, что для граждан его республики при поездке в Россию «виз не будет». Вчера представитель российского МИД Александр Яковенко объяснил это тем, что «в Батуми нет консульства России и для того, чтобы получить визу, жителям Аджарии ранее надо было ехать в Тбилиси». По его словам, отныне «аджарцы смогут получать российские визы прямо в аэропортах». В МИД утверждают, что этот шаг не связан с политикой. Между тем источники «Новых Известий» в том же МИД говорят, что вопрос об упрощенном порядке въезда жителей Аджарии в Россию обсуждался еще в конце ноября, когда аджарский лидер приезжал в Москву.
В Тбилиси шаги Москвы по сближению с Аджарией восприняли с раздражением. Грузинский МИД расценил упрощение Москвой визового режима как грубое попрание суверенитета независимой республики (Грузии). А и.о. председателя грузинского парламента Георгий Церетели заявил, что «такие действия России – своего рода небольшие мины, заложенные в Грузии». Михаил Саакашвили – один из лидеров недавней оппозиции, ныне главный кандидат на пост президента (и не занимающий никаких официальных постов) – посоветовал министру иностранных дел Грузии отозвать своего посла из Москвы.
Известный российский политолог Александр Ципко в беседе с корреспондентом «НИ» рассказал, что смягчение визового режима с Аджарией объясняется несколькими факторами. «Во-первых, жители Аджарии – граждане бывшего СССР. Хотя это не юридическое, а моральное обстоятельство, но Россия помогает всем гражданам бывших советских республик, которые хотят иметь с ней хорошие отношения. Во-вторых, мы не можем не считаться с тем, что США настойчиво внедряются в Грузию. Они там практически осуществили государственный переворот и оказывают сильное экономическое и политическое влияние на нынешнее грузинское руководство. А Грузия находится в зоне наших стратегических интересов и является нашим соседом», – пояснил политолог.
Естественно, новые отношения между Россией и Аджарией осложнят политическую ситуацию в Грузии и еще больше усугубят проблему сохранения ее территориальной целостности. В связи с этим вчера в аджарскую столицу Батуми срочным порядком отправилась и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе. Это ее первая встреча с Абашидзе после отставки Эдуарда Шеварднадзе. Лидер Аджарии предъявил Бурджанадзе почти ультиматум, потребовав переноса президентских выборов на полгода и нейтрализации Саакашвили как главного кандидата в президенты. В противном случае, обещает Абашидзе, Аджария не будет участвовать в выборах, назначенных на 4 января будущего года. Тем не менее Буджанадзе надеется с ним договориться.
Однако у нее это получится едва ли. «Если бы она была кандидатом в президенты, ей удалось бы это сделать. Но Абашидзе прекрасно понимает, что, как только Саакашвили будет избран, Бурджанадзе сойдет на третьи-четвертые роли и нынешние договоренности с ней не будут иметь никакого смысла», – сказал «НИ» Александр Ципко. По мнению политолога, Аслан Абашидзе в нынешнем политическом процессе в Грузии – фигура центральная и от его поведения будет зависеть не только судьба Аджарии и Грузии, но российско-грузинских отношений.
«Саакашвили должен понять, что новый президент страны, избранный без участия Аджарии, будет представлять только центральную Грузию. Переворот 23 ноября приведет к расколу Грузии, и в этом будет виновен именно Саакашвили», – сказал Ципко. А перспективы Грузии, по мнению политолога, во многом зависят от того, будет ли новое руководство республики считаться с «русским фактором» и российскими интересами на Кавказе.