Posted 9 декабря 2003, 21:00

Published 9 декабря 2003, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Немцы боятся фашизма

9 декабря 2003, 21:00
Судя по всему, перед Новым годом иностранные державы решили устроить в Москве настоящий киномарафон. Совсем недавно завершились фестивали фильмов Израиля и Палестины, до этого у нас гостили кинематографисты Италии и Японии. Буквально в эти дни завершается фестиваль французских лент. А сегодня в столичных кинотеатрах от

Несмотря на то что Берлинский кинофестиваль – один из трех самых главных киносмотров мира, немецкое кино еще 5 лет назад было в глубоком забвении. Спасла ситуацию рыжеволосая бегунья из фильма Тома Тыквера «Беги, Лола, беги», неожиданно собравшая только в американском прокате больше 8 миллионов долларов. С тех пор немецкое кино остается объектом пристального внимания всех международных кинофестивалей. Этому в немалой степени способствует и то, что немцам теперь «принадлежит» не только Берлинский, но с прошлого года – и Венецианский фестиваль (его возглавил легендарный Мориц де Хадельн, долгие годы руководивший фестивалем в Берлине). Что же до Берлинале (так официально зовется германский фестиваль), то его новый руководитель Дитер Косслик уверенно сделал ставку на национальное кино и уже два года подряд в официальной программе присутствует по четыре немецких фильма. Эти картины теперь неизменно получают там призы, причем не за происхождение, как было принято на нашем ММКФ, а за качество.

В программе московской панорамы фильмов из Германии 12 игровых и несколько короткометражных картин, среди которых фильм-участник Каннского фестиваля-2003 «Немного свободы» Юкселя Явуса, фильм «Надежда умирает последней» Марка Ротемунда, получивший в Германии приз «Золотая камера», лента «Летающий класс» Томи Виганда, удостоенная приза Bavarian Film Award «За лучший детский фильм 2003 года», «Хиранкль» Ханса Штейнбихлера, лауреат национальной кинопремии Германии, участник фестиваля в Локарно – «Берлинское» чудо» Зенке Вортманна, и новая картина классика немецкого кино Маргарет фон Тротта «Розенштрассе», награжденная на последнем фестивале в Венеции за лучшую женскую роль. Откроет фестиваль лента «Дальний свет» Ханса-Кристиана Шмидта, получившая приз кинопрессы ФИПРЕССИ на Берлинале-2003. Сегодня вечером в Центральном доме литераторов этот фильм представит режиссер и продюсер Якуб Клаусен. Вместе с ним в Москву приехали Зенке Вортманн, Юксель Явус и Ханс Штейнбихлер («Хиранкль»).

Несмотря на обилие в программе современных картин, самым важным событием фестиваля, пожалуй, станет показ «Метрополиса» Фрица Ланга – самого известного немецкого «немого» фильма. Картина сохранилась не полностью. Историки кино много лет ищут удаленные из нее эпизоды. Результатом всех этих изысканий явился еще один скомпонованный вариант фильма, представленный в Берлине в 2001 году. 14 декабря в ЦДЛ представят именно этот вариант в сопровождении живой музыки, которую исполнит трио Алеши Циммермана.

Из всех фильмов, представленных в программе для российского проката, приобретен только «Дальний свет» – драма о русскоговорящих нелегальных эмигрантах, которые в поисках лучшей жизни пытаются перебраться через Одер – из Польши в Германию. Остальные фильмы лучше посмотреть во время фестиваля. Потому что они, как утверждает генеральный директор Союза экспортеров немецких фильмов Кристиан Дорш, объективно представляют срез бурно развивающегося немецкого кино.

Кстати, немецкий опыт гораздо больше пресловутого французского подходит России. В Германии ни один фильм не производится без государственной поддержки. Структура финансирования там разумнее, чем у нас: режиссеры получают деньги не только от фондов поддержки кинематографа, но и от правительств федеральных земель, заинтересованных в том, чтобы выделенные деньги оставались на их территории. Федеральная администрация обеспечивает съемочный процесс, и кино органично включается в общую экономику земли. В год здесь снимается около 80 картин, из них в кинотеатры попадает чуть больше половины.

Германская киноиндустрия использует и особенные поощрения для кассовых фильмов. Картина, аудитория которой перевалила за сотню тысяч, приносит производителям дополнительные бонусы за каждого вновь пришедшего зрителя. Нынешняя Германия практически преодолела кризис, в который была ввергнута после падения Берлинской стены, и теперь страну можно назвать относительно благополучной и социально, и экономически. Но все внешние изменения практически не сказались на постоянстве привычных национальных кинематографических тем: фашизм, неистребимая вина за травлю евреев, страх перед возвращением нацизма, конфликт между капиталистической и социалистической системами. Но все же на нынешнем фестивале большинство фильмов программы посвящено человеческим отношениям. Большая часть героев современного немецкого кинематографа молоды, дееспособны, успешны, но опустошены и одиноки. Может быть, именно острота проблем и переживаний заставляет молодое поколение делать столь свежее и яркое кино – о себе и для себя. И если бороться с депрессией таким продуктивным способом, то у немцев есть все основания надеяться на радужное будущее национальной кинематографии.

Подпишитесь