Альфонс Муха оставил после себя огромное наследство. В столичном Музее личных коллекций представлены лишь плакаты и литографии, созданные художником, что называется, «для массового пользования». Одна только афиша, рекламирующая спектакль Сары Бернар, была напечатана в Европе в количестве ста экземпляров (что для того времени – рекорд). Основная масса графических листов взята из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Когда выставка готовилась, все ожидали, что наследник художника Джон Муха привезет из Лондона что-нибудь невообразимое: оказалось, что это несколько небольших оттисков, не меняющих сути экспозиции.
Манера Мухи узнается сразу и, как сейчас модно выражаться, подкупает своей «стильностью»: девушки с разметавшимися кудрями волос, изгибы женских фигур на фоне бесконечных цветных узоров или золотой мозаики. Здесь и византийская иконопись, и западный натурализм. Сегодня такие вещи страшно любят рисовать художники стиля фэнтези и мастера татуировки: красотка в лапах дракона, нимфа с лилиями или воин в средневековом камуфляже. Короче говоря, все, что так нравится братьям славянам: мистика вперемежку с эротикой. На выставке, кстати, имеются фотографии обнаженных натурщиц, сделанные в мастерской Мухи, – идеальная подборка для дореволюционного «Плейбоя».
Вместе с коллегами, создавшими в Вене и Париже стиль модерн, Альфонс Муха одержал реванш над академиками живописи. Когда-то на экзаменационной работе провинциального соискателя профессор Пражской академии поставил заключение: «Абсолютно отсутствует талант». Этот вердикт, как выяснилось, был лучшей катапультой для карьерного роста. После него Муха оказался в модернистском Париже, по бедности набрал частных заказов и особенно приглянулся модной Саре Бернар. Поступи художник в академию, быть бы ему заштатным монументалистом с банальными историческими картинами (то, к чему он пришел, создавая картины из серии «Славянская эпопея»). Вместо этого Альфонс Муха нашел себя в плакате и рекламе. На выставке есть его рекламные работы, сделанные для табачной компании и для пивоварни (как чеху без этого!). На каждом, естественно, – девушка с густыми волосами, призывно распластавшаяся на цветочных узорах. Его самый значительный опус – оформление павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже 1900 года. После этого художнику вручили французский орден Почетного легиона.
Выставка в Музее личных коллекций снабжена очень подробными и умными комментариями. Словно не по залу ходишь, а листаешь художественный альбом. В аннотациях в возвышенных тонах говорится о композиции, красках, ракурсах и содержании всех произведений Альфонса Мухи. На самом деле надо превозносить не это, а удивительное сочетание коммерческого нюха и искусства, модного китча и традиции. В общем, того, чего совершенно не хватает нашим сегодняшним рекламщикам и уличным оформителям.