Сторонний наблюдатель может удивиться такой оперативной реакции украинского президента: высказывание Виталия Гайдука появилось на лентах информагентств в 17 часов по московскому времени, а сообщение об его увольнении – в 23 часа 30 минут. Объяснить это можно одним: украинский президент Леонид Кучма страшно разгневался на этого вице-премьера.
Получилось, что последний подверг сомнению амбициозную идею создания российско-украинского консорциума, за реализацию которого выступают и Леонид Кучма, и российский президент Владимир Путин. Помимо всего прочего своим неосторожным высказыванием Виталий Гайдук чуть не испортил отношения Украины и Германии, поскольку канцлер ФРГ Герхард Шредер, по сути, объявил о готовности немцев присоединиться к проекту. К тому же г-н Гайдук «хоронит» проект создания консорциума уже не в первый раз. Еще в середине ноября на слушаниях в Верховной раде он заявил, что «вопрос передачи газотранспортной системы Украины в управление консорциуму сегодня не является актуальным». Поэтому в минувшую пятницу украинский вице-премьер лишь повторил эти слова на пресс-конференции.
Напомним, что к 1 декабря «Нефтегаз Украины» и «Газпром» с участием консультантов должны были рассчитать эффективность управления существующими украинскими газопроводами при их передаче в концессию. Уже сделан вывод о том, что делать это нецелесообразно из-за сложностей в определении объекта концессии и его стоимости, а также из-за необходимости менять законодательство Украины. Кстати, в ноябре депутаты Верховной рады остались вполне удовлетворены позицией г-на Гайдука. Реакции со стороны российских властей тогда не последовало. Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил «Новым Известиям», что российский концерн пока занимает осторожно-нейтральную позицию по отношению к тому, что происходит на Украине. Ведь часть вопросов должна была быть проработана до 1 декабря, а часть – до 31 декабря, так что время «передумать» у Украины еще оставалось.
На этот раз г-н Куприянов заявил «НИ», что «Газпром» пока не получал официального отказа Украины обсуждать перспективы международного консорциума. Кроме того, эти перспективы, по его словам, будут рассмотрены на заседании наблюдательного совета консорциума 15–16 декабря, который и должен будет если и не вынести окончательное решение, то хотя бы доложить о возникших сложностях властям России и Украины. Более резко высказался руководитель департамента правительственной информации аппарата правительства РФ Алексей Горшков. «Договоренность о создании консорциума была достигнута на уровне президентов двух стран, – заметил он. – В январе нынешнего года он был зарегистрирован в Киеве. В связи с этим заявление Гайдука о том, что вопрос снят с повестки дня, выглядит весьма странным».
Украинской стороне пришлось оперативно дезавуировать скандальное заявление своего чиновника. Премьер-министр Украины Виктор Янукович, находясь в Симферополе, тут же заявил, что Киев не отказывался передать национальные газопроводы в концессию международному консорциуму. «Это только мнение специалистов (о нецелесообразности такого шага. – Ред.)», – пояснил он.
Возможно, что еще одной каплей, переполнившей терпение Леонида Кучмы, стало другое заявление Виталия Гайдука, почти такое же скандальное. На той же пятничной пресс-конференции в Киеве он сказал, что участие иностранных госкомпаний в приватизации национального имущества не предусмотрено республиканским законодательством и какие-либо изменения в него вноситься не будут. Это заявление стало комментарием к высказываниям председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса о планах по приобретению госпакетов акций украинских энергокомпаний.
На прошедшей неделе г-н Кучма как раз принимал Чубайса и подтвердил серьезную заинтересованность Киева в иностранных инвестициях, однако отметил, что Украина пока не готова рассматривать вопрос о продаже госакций энергокомпаний РАО «ЕЭС». По словам президента, эта сделка потребует совершенствования законодательства и, кроме того, станет возможной лишь по линии межгосударственного соглашения. Похоже, дипломатичный г-н Кучма не стал тут же разочаровывать Чубайса, предполагая, что на обсуждение условий сделки уйдет не один год, а за это время «или шах помрет, или осел научится говорить». То есть уже не г-ну Кучме, а другому президенту придется объяснять российским властям свой отказ «продавать родину». Или же вместо команды настырного Чубайса у руля российской энергетики окажутся иные, более сговорчивые люди.
Впрочем, совершенно ясно, что Виталий Гайдук просто озвучил решение, которое принято Леонидом Кучмой. Правда, сделал это не совсем вовремя. Дело в том, что г-н Кучма может опять выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. Понятно, что в таком случае высказываться против создания консорциума означает потерю поддержки со стороны России.