Рядовой Олег Сергеев погиб мгновенно. Его убил высоковольтный разряд «шторы электрического заграждения». «Штора» обязана убивать все живое вокруг находящейся на боевом дежурстве ядерной ракеты. Капитан Атаманов, заступая на дежурство и включая «штору», обязан был перед нажатием на кнопку убедиться, что в «боевой зоне» нет людей. Если бы он выполнил инструкцию, то трагедии бы не произошло. Но капитан подошел к пульту и просто нажал на кнопку. И рядовой Сергеев погиб, не успев сдать пост.
В гарнизонном военном суде города Владимира капитан полностью признал себя виновным, и суд назначил ему самое легкое наказание, какое только может быть назначено за убийство человека по неосторожности – штраф в 50 тыс. рублей в пользу государства. А когда речь зашла о компенсации морального вреда матери погибшего солдата, представитель воинской части «наивно» поинтересовался у женщины, зачем ей нужна компенсация, если она «уже и так получила страховку за гибель сына». Но у суда таких вопросов не возникло, и он обязал воинскую часть выплатить женщине 100 тыс. рублей.
Рядового Рината Валиуллина, по версии военных, не только не убивали, но даже пытались спасти. Вечером 2 апреля прошлого года он находился один в подсобном помещении казармы. Заглянувший туда сослуживец обнаружил Рината висящим в петле. Его сразу же сняли, пытались «откачать», но было уже поздно. 18-летнего парня не стало.
Мать Рината Тамара Валиуллина не поверила следователю военной прокуратуры. Она продолжает утверждать, что ее сына избили, а потом задушили. Но дело о его гибели закрыто, а военная часть вплоть до последних дней отказывалась признавать солдата погибшим «при исполнении обязанностей воинской службы». Покончившего с собой солдата приравняли к тем, кто погиб, самовольно покинув часть, или отравился украденным на складе техническим спиртом. «Железным» аргументом военных было наличие в части психолога. Если верить его заключению, причин для самоубийства у солдата не было, а следовательно, единственным виновником гибели Рината является он сам.
Но на «своего» психолога военные понадеялись зря. Когда суд города Щадринска Курганской области затребовал документ о его образовании, выяснилось, что психологом в этой воинской части работал бывший политрук. «Переквалифицировался» он после сокращения предыдущей должности. И его психологическое образование ограничивалось окончанием неких «курсов». Суд пришел к выводу, что «психолог» воинской части № 35324 «достаточной квалификацией для оказания психологической помощи солдатам не обладал». Соответственно, все заключения его неверны. Суд признал воинскую часть виновной в гибели солдата, а также в том, что она не удосужилась своевременно известить мать о смерти сына. Теперь военные заплатят Тамаре Валиуллиной 50 тыс. рублей и компенсируют 7,7 тыс. рублей, потраченных на похороны. Правда, появится ли в части после этой трагедии настоящий психолог или оценивать душевное состояние солдат будет все тот же или такой же «специалист», не ясно.