Posted 25 ноября 2003, 21:00
Published 25 ноября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
Именно такие данные распространила в начале этой недели швейцарская консалтинговая компания PetroLogistic. По ее оценкам, картель, снизивший с 1 декабря квоты на добычу нефти на 900 тыс. баррелей в сутки, на деле «протаскивает» на рынок лишний миллион баррелей. Выходит, пока нет оснований говорить о возможном наступлении «нефтяного дефицита» в США или в европейских странах. И тем более нет оснований гнать цены вверх в преддверии наступления «тощих времен».
Осознав все это, рынок стал корректироваться вниз. Если в конце прошлой недели котировки нефтяных контрактов балансировали на отметках в 31–32 доллара за баррель, то теперь они «сползли» на 5–6% и упали ниже отметки в 30 долларов. По мнению наблюдателей, на динамику цен повлияло еще и сравнительное «затишье» на Ближнем Востоке: в последние дни оттуда не поступало новостей о терактах, а сообщения о взрыве в Турции и Саудовской Аравии мировой товарный рынок уже полностью «отыграл». Так что настало идеальное время для коррекции котировок после их бурного взлета в первые три недели ноября.
Впрочем, аналитики уверены, что коренной перелом пока не наступил. Новость о том, что ОПЕК превысила ею же установленные квоты, шокировала рынок только в первую минуту. Дело в том, что к подобным «отклонениям» здесь уже привыкли. И ни для кого не является секретом тот факт, что страны, входящие в нефтяной картель, регулярно поставляют на мировые рынки «лишние» баррели «черного золота». При этом традиционно лидирует главный арабский экспортер в лице Саудовской Аравии. По данным экспертов PetroLogistic, она отличилась и на этот раз – ее избыточные поставки составили 300 тыс. баррелей в день, то есть треть от общего объема «незаконной» нефти.
Дальнейшее поведение нефтяных цен будет, скорее всего, зависеть от решений декабрьского саммита ОПЕК. Как известно, страны–члены картеля должны собраться на свое очередное совещание совсем скоро – 4 декабря. Им придется решать, оставлять ли квоты на добычу энергоресурсов на нынешних уровнях или пойти навстречу импортерам и немного повысить их. Стоит отметить, что пока среди стран картеля явно нет единого мнения по этому вопросу. Так, на этой неделе секретариат ОПЕК распространил заявление министра энергетики Алжира Шакиба Хелиля о том, что оптимальным решением было бы сохранение квот на нынешних уровнях. По мнению Хелиля, «объемов экспортируемой странами–членами ОПЕК нефти сейчас вполне достаточно, и ее хватает всем желающим, которых, правда, становится все меньше из-за крайне высокой цены». Со своей стороны Саудовская Аравия дает понять, что она не против увеличения квот. А главный латиноамериканский экспортер нефти – Венесуэла – полагает, что квоты увеличивать не надо, зато не мешало бы «расширить» рамки коридора так называемых «справедливых цен». Сейчас они находятся на уровнях от 22 до 28 долларов за баррель. По мнению венесуэльских нефтяников, это слишком «скромные» цифры: импортеры вполне в состоянии покупать нефть по цене 30–32 доллара за баррель. Так что диапазон мнений весьма широк. И товарный рынок явно чувствует себя неуютно, не зная, чья точка зрения «перевесит» на предстоящем декабрьском саммите.