Posted 25 ноября 2003, 21:00
Published 25 ноября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
«Конституция желательна, но не является необходимой». ЕС может функционировать и на основе существующих соглашений – таков смысл высказывания неназванного дипломата. Это заявление звучит особенно серьезно в свете начинающегося в пятницу двухдневного совещания министров иностранных дел ЕС в Неаполе. Здесь будут согласовывать текст проекта европейской конституции, подготовленной Конвентом под председательством бывшего французского президента Жискара д’Эстена. Предполагалось, что она будет подписана уже в декабре на саммите в Брюсселе. Теперь, похоже, эти сроки могут оказаться под вопросом.
Впрочем, Великобритания и раньше высказывала свое несогласие с рядом параграфов основного европейского закона. Так система налогообложения оценивалась Лондоном как закулисная игра наиболее богатых Франции и ФРГ, а пакт о взаимной обороне как подрыв основ НАТО. Но теперь речь идет и о внешней политике. Британия, судя по высказываниям дипломатов, против введения должности президента Европы и европейского министра иностранных дел. Если Европа откажется от единого международного курса, это превратит конституцию в простое заявление о намерениях.
Интересно, что столь обескураживающий сигнал с Туманного Альбиона поступил сразу после визита в Лондон президента Франции Жака Ширака. Он должен был убедить Тони Блэра в преимуществах единой европейской оборонной политики. И вроде бы даже убедил, пообещав, что это не будет подрывать деятельности НАТО. Но последовавшее заявление британского МИД явно свидетельствует об обратном. Либо американцы уже успели одернуть своего главного союзника в Европе, либо Лондону с самого начала уготовили роль «троянского коня». Вашингтон не в восторге от идеи превращения Европы в единое государство и использует все рычаги воздействия.
Интересен тот факт, что недавно англичане заключили тайный пакт с кандидатом в ЕС Польшей. Согласно документу, Варшава поддержит инициативу Лондона по изменению пунктов, касающихся оборонной политики, Лондон в свою очередь поспособствует перераспределению голосов в пользу Польши.
Впрочем, и без того у Лондона будет немало союзников в борьбе за свой вариант текста Основного закона. Хотя в октябре на римском саммите участники Евросоюза и заявили, что они одобряют предложенный комиссией д’Эстена вариант конституции, между ними существует целый ряд разногласий. Так Польша, Испания и Италия требуют упоминания в тексте Основного закона религии, Франция категорически против. Ирландия, похоже, будет союзником Лондона в вопросе об ограничении полномочий европейской системы правосудия, а скандинавские страны поддержат Великобританию в ее стремлении сохранить национальное вето на налогообложение. Испания, Италия и страны Восточной Европы согласятся на изменение статей с 1 по 14 европейской конституции, обязывающих их оказывать «военную и другую помощь» любому члену Евросоюза, принявшему общую для всех политику обороны. Лондон уверен, что эти пункты противоречат пятой статье договора НАТО и могут отдалить ЕС от Трансатлантического альянса с США.
Говорят, что у Сильвио Берлускони, председательствующего в ЕС, уже готовы компромиссные предложения по многим пунктам, но устроят ли они Лондон? Это во многом зависит от того, насколько англичане заинтересованы в продвижении к единой Европе. А может быть, они предпочтут как можно дольше сидеть на двух стульях, оставляя за собой роль «американского соглядатая» на континенте?