Вчерашнее решение Госдумы фактически стало последней точкой в споре о том, сколько должны платить нефтяные компании за экспорт своей продукции. Полтора года назад победу в этом противостоянии одержало «нефтяное лобби»: под его давлением депутаты Думы в мае 2002 года ввели шкалу, в соответствии с которой пошлины на нефтепродукты устанавливались на уровне 90% от пошлин на сырье. За такой щедрый подарок нефтяникам следовало благодарить прежде всего «монстров» в лице ЮКОСа и «Сибнефти». И также председателя думского подкомитета по налогообложению Владимира Дубова, который до своего избрания в Госдуму занимал пост вице-президента ЮКОСа и который до сих пор является одним из акционеров этой компании (он владеет 7% акций ЮКОСа).
Новые правила вступили в действие с 1 января 2003 года. Обрадованные экспортеры надеялись, что по итогам года они смогут увеличить зарубежные продажи нефтепродуктов в полтора раза. Правда, этого не произошло: экспорт нефтепродуктов возрос в этом году лишь на 13%, то есть пропорционально росту добычи сырья. Но тем не менее выгоды для «нефтяников» были налицо – особенно, если учесть, что на протяжении всего года им везло с ценами на «черное золото».
Что касается исполнительной власти, то она, как легко догадаться, была довольна переменами в гораздо меньшей степени. Высокопоставленные правительственные чиновники еще в апреле–мае заговорили о том, что неплохо бы вернуть все назад. По их оценкам, при установленном Думой порядке определения пошлин бюджет страны мог пострадать в случае падения цен на нефть. Просто потому, что компании автоматически платили бы меньше за каждую экспортируемую тонну мазута или бензина.
Этот спор между кабинетом министром и «нефтяным лобби» мог бы продолжаться еще долго, если бы в него не вмешался президент России. В начале этой недели Владимир Путин на совещании с членами правительства потребовал вернуть кабинету министров «полномочия по регулированию экспортных пошлин на энергоносители, прежде всего на нефтепродукты». Госдума восприняла эти слова как указание к действию и подавляющим большинством голосов проголосовала за возвращение ситуации на полтора года назад.
Объяснить, почему некогда всесильное нефтяное лобби не стало оспаривать это решение, достаточно легко. Все сейчас явно напуганы последними событиями вокруг двух главных лоббистов – ЮКОСа и «Сибнефти». Владимир Дубов, который сыграл роль «первой скрипки» при внесении поправок в закон в мае 2002 года, находится сейчас в Израиле, так же, как и двое других акционера ЮКОСа – Михаил Брудно и Леонид Невзлин. Бывший глава компании Михаил Ходорковский ждет начала судебного процесса над ним в следственном изоляторе Минюста, а оставшиеся в России и на свободе руководители ЮКОСа и «Сибнефти» явно побаиваются ходить по коридорам и кабинетам Госдумы и лоббировать свои интересы. Не те времена. Что касается других нефтяных компаний, таких, как «ЛУКойл» или «Сургутнефтегаз», то они не хотят портить отношения с властями, чтобы те не начали проверять, как компании исполняют свои лицензии на разработку месторождений, и «трясти» их финансовую документацию. А депутатам в этой ситуации, конечно, выгоднее выступить народными защитниками, чем сторонниками нефтяного лобби – тем паче, что подобные контакты чреваты сейчас только неприятностями.
Так что результат думского голосования по возвращению нефтяных пошлин в руки государства оказался вполне прогнозируемым. «Другое дело, что первое постановление правительства об установлении самостоятельных пошлин на нефтепродукты выйдет не ранее чем к 1 февраля 2004 года», – подчеркнул в интервью «Новым Известиям» эксперт агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов. Ведь законодательные поправки должны пройти через Совет Федерации и попасть на подпись к президенту РФ, на что потребуется полтора-два месяца. Кроме того, правительство уже установило с 1 декабря новые «привязанные» к ценам пошлины, и теперь вряд ли кабинет министров станет пересматривать их. Зато с 1 февраля, как считает Михаил Перфилов, в силу вступят новые пошлины, посчитанные по новой шкале. Тогда и бюджет пополнится, и избиратели порадуются снижению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.