Posted 13 ноября 2003, 21:00
Published 13 ноября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
В среду летчик 1-го класса 39-летний майор Константин Кардаш вылетел с аэродрома Эребуни, где базируется 426-я авиагруппа, входящая в состав 102-й российской военной базы в Армении. Офицер выполнял учебно-тренировочный полет. Ему пришлось лететь в сложных метеоусловиях – снег и низкая облачность. Около 13.00 самолет пропал с экрана радара и не вернулся на базу. Найти место крушения самолета и тело летчика удалось только утром в четверг. По одной из версий, МиГ-29 врезался в гору Маралдак недалеко от города Гюмри. Тело летчика было обнаружено под обломками истребителя. По словам немногочисленных свидетелей, самолет вошел в штопор и не смог выйти из него.
Сейчас на месте происшествия работает следственная бригада Главной военной прокуратуры и военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа. Еще в среду в Армению вылетела комиссия службы безопасности полетов ВС РФ во главе с полковником Валерием Дмитриевым. «Черные ящики» уже найдены и ждут расшифровки.
В пресс-службе Главной военной прокуратуры «Новым Известиям» сообщили, что по факту аварии возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). То, что авария произошла на территории другого государства, никак не повлияет на сроки расследования, сказал сотрудник ГВП.
В пресс-службе ВВС России сказали, что пока рано говорить о причинах крушения. Однако, по словам сотрудника ВВС, сейчас разрабатывается несколько версий случившегося. Традиционно есть и две основные – крушение произошло из-за ошибки пилотирования или же по техническим причинам.
Между тем эксперты и специалисты уже высказывают свои точки зрения по поводу трагедии. Так, министр обороны Армении Серж Саркисян заявил журналистам, что, по предварительной версии, российский истребитель МиГ-29 врезался в гору на высоте 2557 метров из-за плохих погодных условий. Министр также заявил, что авария произошла не из-за ошибки при выполнении учебного упражнения.
«Пока сложно говорить о реальных причинах катастрофы, но, скорее всего, авария произошла по техническим причинам, – сказал «НИ» один из высокопоставленных офицеров ВВС России. – Хотя в данном случае на поведение самолета мог повлиять так называемый человеческий фактор. Сейчас у российских летчиков очень мало летных часов, мало опыта. Но МиГ-29 машина очень надежная, и она многое прощает пилоту. Кардаш, выполняя одно из упражнений, мог войти в штопор и не выйти из него. Причины катастрофы объявит комиссия по расследованию. Однако есть определенные проблемы: инженерно-авиационное лобби в России очень сильно, эти люди очень профессионально манипулируют результатами расследования, и зачастую, по их данным, в авариях виноваты летчики, хотя, как правило, отказывают различные приборы. А если пилот погиб, то практически наверняка его признают виновным в катастрофе».
До выяснения причин катастрофы все полеты истребителей МиГ-29, дислоцированных на авиабазе в Армении, приостановлены.
Тактический истребитель МиГ-29
МиГ-29 – тактический истребитель, запущенный в серийное производство в 1982 году. Предназначен для ведения воздушного боя, хотя и способен наносить удары по наземным целям. По боевой эффективности при действиях по воздушным целям находится на уровне лучших мировых аналогов. Всего выпущено более 1300 самолетов, которые состоят на вооружении ВВС шести стран СНГ (не считая России) и 16 государств дальнего зарубежья. С начала 90-х годов серийное производство этих машин было практически остановлено.
Катастрофы МиГ-29 за последние пять лет
5 августа 1999 года: Индия. Причина не установлена, пилот погиб.
2 ноября 1999 года: Россия (подмосковная авиабаза Кубинка). Причина – неисправность системы управления. Пилот катапультировался.
15 декабря 1999 года: Индия. Причина не установлена. Пилот катапультировался.
19 января 2000 года: Алжир. Причина не установлена, пилот погиб
19 апреля 2000 года: Алжир. Причина не установлена. Пилоты катапультировались.
13 марта 2001 года: Перу. Причина – техническая неисправность на борту, возникшая из-за неудовлетворительного обслуживания самолета, по другой версии, попадание птицы в воздухозаборник одного из двигателей. Пилот катапультировался.
22 марта 2001 года: Россия (Астраханская область). Причина не установлена. Пилоты катапультировались.
19 июня 2003 года: Россия (Краснодарский край, недалеко от Армавира). Причина не установлена. Пилоты катапультировались.