Posted 9 ноября 2003, 21:00
Published 9 ноября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 02:26
Updated 8 марта, 02:26
Не глупо ли повторять бесконечно, что практика была плохая, но теория очень хорошая? На самом деле это была не теория, а утопия, которая хорошей может быть разве что в снах Веры Павловны, но практикой подтвердить хорошесть свою неспособна. Эксперимент проводился в Европе, в Азии, в Африке и в Латинской Америке, и везде результат был один: горы трупов, тьмы заключенных, массы голодных и в конце концов – полный пшик. Цели «хорошей» утопии (коммунизма) и плохой утопии (фашизма) на словах были различны, но попытки осуществления той и другой неизбежно привели к неслыханным в истории злодеяниям. Но представьте себе, что коммунистическая маниловщина состоялась реально и ненасильственно. Что хорошего увидели бы грядущие поколения?
Конечная цель коммунизма: от каждого по способности, каждому по потребности – это рай для бездельников и халявщиков! Работай, не работай, все равно получишь «от пуза». Но что из этого рая бы вышло? Предписано же человеку Свыше в поте лица добывать хлеб свой насущный. Не будучи религиозным, я с такой установкой согласен и не верю, что у получающего все по потребности сохранится потребность трудиться. В молодости я иной раз высказывал свои сомнения на политзанятиях, но мне или советовали попридержать язык, или объясняли, что формулу «от каждого по способности, каждому по потребности» не следует понимать прямо и примитивно. Так же, как и утверждение Маркса, что бытие определяет сознание.
Маяковский высмеивал полагавших, что бытие – это еда и питье. И напрасно высмеивал. По Марксу уровень сознания определяется степенью материального благополучия, то есть в первую очередь именно достатком еды и питья. Над крестьянами, опасавшимися, что при коммунистах будут общие лошади и жены, просвещенные люди тоже не по делу смеялись, говоря про них: «Эх, темнота». Но Фридрих Энгельс как раз такое обобщение и планировал. Он осуждал лицемерную мораль буржуазного общества, где на словах проповедуются единобрачие и супружеская верность, а на деле все спят со всеми. При коммунизме, по его мнению, люди будут делиться женами и мужьями, не лицемеря.
Перейдем к Ленину. До сих пор многие люди уверены, что он был гениальный мыслитель. А в чем, подумайте сами, была его гениальность, если ни одно из его предначертаний никогда не сбылось? Помнится, умные ленинцы объясняли: Ильич не учел степень отсталости масс и не предвидел, что партия большевиков обуржуазится и переродится. Но гений тот, кто предвидит. Ленин не предвидел, потому что не смыслил ничего, совсем ничего в человеческой натуре. И уж, конечно, был он не добрым дедушкой, как принято его представлять, а одним из самых бесчувственных на свете тиранов. «Хорошая» идея гораздо хуже очевидно плохой, потому что дольше живет, дольше мутит сознание и даже оставляет соблазн повторения эксперимента. В глазах все еще многих людей коммунизм не состоялся случайно по вине отдельных вредителей, отступников и бюрократов. Те, кто так думает, не могут отрешиться от представления, что в советском прошлом было много хорошего, того, что следует сохранить, возродить и т.д. Вот и совершаются попытки совместить несовместимое: строить капитализм и праздновать комсомольские юбилеи, воскрешать пионерские организации и скорбеть по «идеалам Октября».
На самом деле эти «идеалы» не принесли человечеству ничего, кроме неисчислимых страданий, и заслуживают не ностальгических всхлипов, а осуждения и проклятия на все времена. Поэтому день 7 ноября стоило бы помечать в календаре не красным, а самым что ни на есть черным цветом, как день величайшего несчастья, случившегося в нашей истории. Днем согласия и примирения его называть бессмысленно. Совесть нормального человека с тем, что принесла народу Октябрьская революция, примириться не может, а уж те, чьим сердцам преступления советского режима дороги до сих пор, и вовсе ни на какой мир, ни на какое согласие не способны.